Историческая справка
Кинотеатр «Культура» находился на улице Володарского, бывшей Серпуховской. До революции в здании, построенном в мавританском стиле, располагалась хоральная синагога, которая была возведена в 1902-1906 гг. по инициативе доктора медицины О.Л.Лунца. В 1923 году её переоборудовали под рабочий клуб. В 1920–1930 годы здание кинотеатра часто использовалось для проведения официальных мероприятий. Здешний зрительный зал славился прекрасной акустикой. Приезжавшие в Минск на гастроли звёзды предпочитали выступать в «Культуре». Минчане слушали здесь Владимира Маяковского, Леонида Утёсова, Сергея Лемешева. В 30-е годы в здании работал Государственный еврейский театр Белорусской ССР. После окончания Второй мировой войны бывший кинотеатр был перестроен: в нём разместился театр имени М.Горького.
Основателем Национального академического драматического театра имени М.Горького является Владимир Владимирович Кумельский. Родился он в 1884 году в Томске. Творческую деятельность начал в 1904 году. Служил в коллективе «Товарищество Дубовицкого», в антрепризах Г.К.Невского и В.В.Чарского. С 1910 года стал антрепренёром передвижной труппы (совместно с Н.Н.Шестовым). В 1910-1916 гг. выступал в Могилёве, Бобруйске и других городах Беларуси. К коллективу артистов в городе на Березине стали привыкать и на повестке дня встал вопрос о строительстве специального театрального помещения.
В Бобруйске не было своего театрального здания, и обычно гастролирующие труппы давали спектакли в городском театре «Депо». Размещалось примитивно оборудованное помещение на втором этаже пожарной части. Этот зал стал постоянным для странствующей труппы Владимира Кумельского, которая кочевала по всем городам и весям Беларуси, но на зимний сезон, как правило, приезжала в Бобруйск.
С 1928 года В.Кумельский окончательно перебрался в Беларусь и создал в Могилёве Русскую передвижную труппу (всего 28 человек), состав которой был укомплектован на московской актёрской бирже. Зимний сезон играли в Могилёве, летний – в Бобруйске. Базу в Бобруйске делили с коллективом Русской драмы во главе с Л.Скальским, который в 1929 году влился в труппу Кумельского.
В августе 1929 года по инициативе Главискусства Центрального отраслевого профсоюза трудящихся была созвана первая Всебелорусская театральная конференция, на которой было принято решение о создании нескольких постоянных русских коллективов. «Русский театральный коллектив первой категории будет организовывать режиссёр Кумельский...», – сообщалось в печати.
Весной 1930 года на торжественном митинге Владимир Кумельский заложил первый кирпич в фундамент нового театра в Бобруйске, возводившегося по проекту ленинградского архитектора Андрея Оля. В 1932 году театр, первый в республике с механизированной сценой, был открыт.
Постепенно труппа Кумельского стала одним из популярнейших театральных коллективов республики. Своеобразным отчётом коллектива были гастроли в Минске (август-сентябрь 1931 г.), по результатам которых творческий потенциал труппы был высоко оценен. В 1931 году коллектив стал именоваться Первым русским театром БССР, а в 1932 году постановлением Народного комиссариата просвещения при Совете народных комиссаров БССР театру был выдан статус «Государственный».
В 1933 году театр выезжал в Минск на гастроли, которые прошли очень успешно. Спектакль «Егор Булычов» по пьесе М.Горького (с Кумельским в главной роли) вызвал восторг зрителей и критики. Позже Владимиру Кумельскому постановлением Совета народных комиссаров от 11 июля 1933 года присвоено звание «Заслуженный артист БССР».
С 1935 по 1941 гг. по окончании театрального сезона Государственный русский драматический театр БССР работал в здании Городского театра в Могилёве.
В 1939 году, после скоропостижной кончины Владимира Кумельского, художественным руководителем театра стал Дмитрий Орлов. Дмитрий Алексеевич возглавлял театр в качестве художественного руководителя с 1939 по 1941 гг. и с 1944 по 1948 гг. С 1943 по 1944 гг. – руководитель фронтового театра. С 1946 по 1948 гг. – главный режиссёр. Д.Орлов – актёр широкого творческого диапазона, безупречного профессионального мастерства. Его сценические образы отличались ярким внешним характером и психологической глубиной. Д.А.Орлов реформировал и преобразил театр, внёс высочайшую эстетику исполнением классических ролей, режиссёрской и педагогической деятельностью в труппе.
В конце 1940 года было принято постановление о переводе театра в Минск с 1 сентября 1941 года, но началась война и этого не произошло. Находясь на гастролях в г. Белостоке, театр вынужден был прервать работу. С началом Великой Отечественной войны группа актёров вернулась в Ленинград, часть работала в театре г. Энгельс (Россия), некоторые во фронтовых театральных бригадах. В августе-сентябре 1943 года театр возобновлён как фронтовой с базой в Москве. В труппу во главе с Дмитрием Орловым вошли прежние деятели театра: режиссёр С.Владычанский, художник Л.Наумова, актёры А.Обухович, Ю.Орынянский, В.Воинков, И.Рожба, В.Чемберг, О.Шкапский, среди новых – Я.Батурин, Б.Вишкарёв, В.Константинова, А.Кистов, К.Пельтцер, Л.Стуров. В 1944 году театр возвратился в освобождённый Могилёв. Затем некоторое время (с апреля 1945 до июня 1947 гг.) – работал в Гродно.
С июля 1947 года Государственный русский драматический театр БССР переведён в столицу Беларуси. 1 сентября этого же года со спектакля «Кремлёвские куранты» началась творческая жизнь театра в Минске, а весной 1949 года – труппа обосновалась в здании на ул. Володарского, 5. Центральное место в афише театра занимала русская классика: «Мещане», «Дети солнца», «Васса Железнова» М.Горького, «Оптимистическая трагедия» В.Вишневского «Власть тьмы» Л.Толстого, «Поднятая целина» М.Шолохова, «Маскарад» М.Лермонтова, «Три сестры» и «Дядя Ваня» А.Чехова и др.
В 1955 году театру присвоено имя Максима Горького. В 1994 году за высокие достижения в области сценического искусства Государственному драматическому театру имени М.Горького был присвоен статус «Академический» (Указ Министерства культуры Республики Беларусь №23 от 05.04.1994). А в 1999 году – статус «Национальный» (Постановление Совета Министров Республики Беларусь №1927 от 10.12.1999).
Основатель, художественный руководитель (1932 – 1933 гг.) и директор (по 1936 г.) – Владимир Кумельский.
Театр возглавляли художественные руководители: В.Княжич (1933 – 1934), А.Рожковский (1934 – 1936), А.Донатти (1936 – 1938), В.Бернс (1939), Д.Орлов (1939 – 1941, в 1946 – 1948 гг. главный режиссёр) и В.Редлих (1961 – 1963); главные режиссёры С.Владычанский (1944 – 1946, 1948 – 1952), В.Фёдоров (1952 – 1958), Б.Докутович (1958 – 1960), М.Спивак (1960 – 1964), А.Добротин (1966 – 1968), М.Сулимов (1968 – 1969), Ф.Шейн (1969 – 1971), Б.Луценко (1974 – 1981, 1991 – 2007), Б.Глаголин (1981 – 1983), В.Маслюк (1983 – 1990). На данный момент художественным руководителем НАДТ имени М.Горького является Сергей Ковальчик.
Главные художники: А.Григорьянц (1953 – 1962), В.Голубович (1963 – 1973), Ю.Тур (1974 – 1989), В.Чернышов (1990 – 2001), А.Костюченко (2001 – 2009), А.Сорокина (с 2009).
С 1974 года главным режиссёром являлся Борис Луценко. Серия спектаклей, поставленных им, принесла театру истинную славу и заслуженный успех не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Событием театральной жизни страны стал спектакль «Макбет», поставленный режиссёром по пьесе У.Шекспира. Творчеству народного артиста Беларуси Б.Луценко были свойственны стремление к сценической метафоричности, психологической достоверности в характеристиках персонажей, поиск выразительных пластических решений. Режиссёр верил, что волшебная рампа если не исцелит, то хотя бы утешит и чуть-чуть поможет, пусть не всем, но хотя бы немногим.
На сценах страны и за рубежом Б.Луценко поставил более ста спектаклей. Среди его постановок: «Раскіданае гняздо» Я.Купалы, «Трёхгрошовая опера» Б.Брехта, К.Вайля, «Трагедия человека» И.Мадача, «Христос и Антихрист» Д.Мережковского, «Возвращение в Хатынь» А.Адамовича, «Сон на кургане» Я.Купалы, «Легенда о бедном Дьяволе» В.Короткевича, «Анджело» и другие…» по произведениям А.Пушкина, «Свободный брак» Д.Фо, Ф.Рамэ, А.Аверченко, Е.Мировича, «Ниночка» М.Ланжьеля, «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана, «Мачеха» О.Бальзака, «Распутник» Э.-Э.Шмитта, «Уходил супруг от супруги» С.Злотникова, «Эдип» Е.Минчуковой, «Загадочный визит» Ф.Дюрренматта, «Затюканный апостол» А.Макаёнка, «Он и Она», «Вечность на двоих» В.Орлова, Я. Робиса и многие другие.
С 1996 года в театре работает режиссёр-постановщик Валентина Еренькова. Её режиссёрская манера сводится к проецированию собственного мировоззрения на конкретный драматический материал, в результате чего постановки нисколько не притесняют мысль драматурга, но в то же время приобретают художественную окраску, живость образов, мелодичный темпоритм. На сцене НАДТ имени М.Горького Валентина Еренькова поставила такие спектакли, как: «Тайны волшебного чердака» А.Еренькова, «Папа, папа, бедный папа, ты не вылезешь из шкапа, ты повешен нашей мамой между платьем и пижамой» А.Копита, «Чудаки» М.Горького, «Пойманный сетью» Р.Куни, «Валентинов день» И.Вырыпаева, «Я твоя невеста» В.Астафьева, «Укрощение строптивой» У.Шекспира, «Женихи» Н.Гоголя, «Эсфирь» Л.Улицкой, «Лев зимой» Дж.Голдмена, «Интимная комедия» Н.Кауарда, «Песняр» В.Дранько-Майсюка, «Тестостерон» А.Сарамоновича, «Опасные связи» К.Хэмптона, «Девичник» Л.Каннингем, «Дачники» М.Горького, «Трамвай «Желание» Т.Уильямса.
В 2008 году главным режиссёром Национального академического драматического театра имени М.Горького назначен Сергей Ковальчик. В 1999 году он был назван лучшим молодым режиссёром Республики Беларусь на конкурсе творческой молодежи в г. Гродно. До прихода в НАДТ имени М.Горького С.Ковальчик успел накопить богатый творческий багаж. Спектакли в его постановке неоднократно становились обладателями гран-при многих международных театральных фестивалей. И в то же время ему удалось сохранить и привнести в театр новое творческое дыхание, любопытство художника. Своей кипучей созидательной энергией С.Ковальчик щедро делится с труппой театра. Его творческий поиск с энтузиазмом поддержали актёры разных поколений, но с особой надеждой – молодёжь театра. Именно на неё был рассчитан режиссёрский дебют С.М.Ковальчика на сцене НАДТ имени М.Горького – спектакль «Бег» по одноимённой пьесе М.Булгакова стал событием в культурной жизни Беларуси, он получил диплом на Международном театральном фестивале «Панорама» в 2009 году, высоко оценен критикой и театральной общественностью.
С января 2013 года Сергей Ковальчик – художественный руководитель Национального академического драматического театра имени М.Горького. 28 августа 2017 года С.М.Ковальчику присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь».
В настоящее время в состав труппы театра входит плеяда замечательных актёров, среди которых: народные артисты Беларуси: О.М.Клебанович, А.Л.Ткачёнок; заслуженные артисты Республики Беларусь: Л.В.Былинская, Э.Н.Горячий, А.А.Душечкин, О.Н.Лесная, А.В.Маланкина, С.Н.Чекерес, Р.И.Чернецкий; заслуженный артист Российской Федерации А.Л.Брухацкий.
Репертуар театра сегодня включает 30 спектаклей, среди которых постановки белорусской, русской и мировой классики, современных зарубежных и отечественных авторов, а также спектакли для детей.
Театр имеет свой особый художественный облик, выделяется высоким уровнем актёрского исполнения, оригинальностью режиссёрских трактовок, глубоким подходом к разработке репертуара. Национальный академический драматический театр имени М.Горького является одним из центров театрального искусства, неотъемлемой частью культурной жизни страны, национальным достоянием республики.