Григорьянц Армен Багратович
Дата рождения: 28 сентября 1918 года
Дата смерти: 24 марта 1976 года
Место рождения: город Андижан, Ферганская область, Туркестанская АССР.
Образование: В 1936-1939 гг. учился в Ленинградском художественно-педагогическом училище по специальности «живопись».
Звание: заслуженный деятель искусств БССР (1955 г.)
Армен Багратович Григорьянц родился 28 сентября 1918 года в городе Андижан, Узбекская ССР в семье военнослужащего. В 1924 году семья переехала в Ташкент. В 1933 году окончил среднюю школу, по окончании которой поступил на работу в Театр оперы и балета (г. Ташкент) в качестве помощника декоратора, где проработал до 1934 года. В 1934-1935 гг. работал декоратором в Государственном Русском драматическом театре имени М.Горького (г. Ташкент). С 1935 по 1936 гг. являлся художником-плакатистом Центрального клуба Чирчикстроя, где после организации Театра рабочей молодёжи (ТРАМ) при Чирчикстрое перешёл в театр на должность художника-постановщика. В 1936 году был премирован и послан на учёбу в Ленинград.
В этом же году поступил в Ленинградское художественно-педагогическое училище на специальность «живопись». Окончил три курса, но учёбу не завершил по материальным причинам.
В 1939 году вернулся в Государственный Русский драматический театр имени М.Горького (г. Ташкент), где в период с 1939 по 1941 гг. работал художником-ассистентом, в 1941-1946 гг. – заведующим декорационно-художественного цеха и в 1942-1945 гг. – художником-постановщиком. Среди оформленных им спектаклей: «Поздняя любовь» А.Островского (1940), «Юпитер смеётся» А.Кронина (1945), «Ромео и Джульетта» У.Шекспира и др. Параллельно был задействован в самодеятельности, оформлял узбекскую делегацию на Всесоюзном физкультурном параде в Москве (1945 г.).
С 1945 по 1953 гг. работал в качестве главного художника Вильнюсского Русского драматического театра, где оформил спектакли: «Без вины виноватые» А.Островского (1946), «За тех, кто в море!» Б.Лавренёва (1947) и др.
С 1936 года – член профсоюза Рабис, в 1952-1953 гг. – член союза художников Литовской ССР, с 1953 года – член союза художников БССР. Член художественного совета художественного фонда БССР, член художественного совета киностудии «Беларусьфильм».
В 1953 году Армен Багратович Григорьянц окончательно перебрался в Беларусь, с которой были неразрывно связаны последние 23 года его жизни и творчества. С 1953 по 1962 гг. он – вначале художник-постановщик, а позже главный художник Государственного русского драматического театра имени М.Горького. Навсегда в историю театрального искусства Беларуси вошли яркие спектакли в оформлении Армена Багратовича, поставленные на сцене Театра имени М.Горького. Исключительное мастерство А.Григорьянц проявил в работе над спектаклем «Король Лир» У.Шекспира. Эта постановка отмечена единством творческого замысла режиссёра и художника, костюмы подчёркивали своеобразие характера каждого персонажа. Творчеству А.Григорьянца присущи глубокое понимание жанровой основы спектакля, органичное сочетание традиционных и новаторских методов, выразительность и правдивость созданных образов.
С 1954 года Григорьянц сотрудничал с киностудией «Беларусьфильм»: был художником-постановщиком художественных фильмов, которые пользовались огромным успехом у кинозрителей
С 1962 по 1975 гг. А.Б.Григорьянц – главный художник Театра имени Я.Купалы. Среди спектаклей, над сценографией которых он работал, необходимо отметить следующие: «Коварство и любовь» Ф.Шиллера (1953), «Нора» Г.Ибсена (1954), «Огненный мост» Б.Ромашова (1954), «Забытый всеми» Н.Хикмета (1958), «Третья патетическая» Н.Погодина (1959), «Чудак» Н.Хикмета (1964), «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н.Думбадзе и Р.Лордкипанидзе (1965), «На дне» М.Горького (1968), «Рудобельская республика» по мотивам С.Граховского (1968), «Золотая карета» Л.Леонова (1971), «Трибунал» А.Макаёнка (1971), «В ночь затмения луны» М.Карима (1972), «Лестница славы» А.Скриба (1972), «…Забыть Герострата!» Г.Горина (1974), «Игра с кошкой» И.Эркеня (1976) и др.
Художник выставлял свои работы на Всебелорусской художественной выставке (1959), Республиканской художественной выставке (1962), Второй межреспубликанской выставке работ художников театра и кино БССР, Литовской, Латвийской и Эстонской ССР (1964), Республиканской выставке произведений художников театра, кино и телевидения (1967).
Современники так отзывались о работе Григорьянца: он не оформляет спектакль – он создаёт его вместе с режиссёром и артистами. И не раз, ещё до начала действия на сцене, когда занавес только раздвигался, в зале раздавались восторженные аплодисменты – так зрители выражали своё восхищение декорациями художника.
А.Григорьянц известен не только как сценограф, но и как режиссёр-постановщик двух знаковых спектаклей в истории театрального искусства Беларуси: «Мамаша Кураж и её дети» Б.Брехта (1962 г.) на сцене Государственного русского драматического театра имени М.Горького и «Волшебная дудка» В.Вольского (1968 г.) на сцене Белорусского республиканского театра юного зрителя.
С 1958 по 1976 гг., параллельно с творческой работой, А.Б.Григорьянц преподавал в Белорусском театрально-художественном институте, среди его учеников – знаменитые белорусские сценографы Евгений Волков и Борис Герлован.
Около 200 спектаклей художник оформил в театрах Москвы, Ташкента, Вильнюса, Ленинграда, Еревана, Киева, Минска, Витебска, Днепропетровска и др. Арменом Багратовичем были оформлены спектакли: в Белорусском республиканском театре юного зрителя: «Остров сокровищ» Р.Стивенсона (1958), «Чудесная дудка» В.Вольского (1968), в котором А.Григорьянц также выступил в качестве режиссёра; в Государственном театре оперы и балета Беларуси: «Пламенные сердца» В.Золотарёва (1955), «Богема» Дж.Пуччини (1968), «Риголетто» Дж.Верди (1968); в Витебском государственном драматическом театре имени Я.Коласа: «Такая любовь» П.Когоута (1958), «Именем революции» М.Шатрова (1960); в Ленинградском государственном драматическом театре им. В.Ф.Комиссаржевской: «Метель» Л.Леонова (1969), «Не беспокойся, мама!» Н.Думбадзе (1971), «Если бы небо было зеркалом» Н.Думбадзе (1971); в Московском театре им. М.Н.Ермоловой: «Два упрямца» Н.Хикмета (1959) и др.
Значительная часть творческого наследия художника – его эскизы к декорациям и костюмам разных спектаклей – хранятся в Государственном музее истории театральной и музыкальной культуры Беларуси в Минске, Национальном академическом театре имени Я.Купалы, Национальном академическом Большом театре оперы и балета.
Армен Багратович Григорьянц ушёл из жизни 24 марта 1976 года и был похоронен на Северном кладбище г. Минска.
Спектакли, оформленные на сцене Государственного русского драматического театра имени М.Горького:
А.Бруштейн «Хижина дяди Тома», реж. С.Владычанский (1950)
Л.де Вега «Хитроумная влюблённая», реж. Д.Орлов (1952)
М.Горький «Варвары», реж. В.Фёдоров (1952)
У.Шекспир «Король Лир», реж. В.Фёдоров (1953)
В.Гусев «Весна в Москве», реж. И.Локштанов (1953)
И.Попов, А.Степанов «Порт-Артур», реж. В.Фёдоров (1954)
А.Сухово-Кобылин «Смерть Тарелкина», реж. В.Фёдоров (1954)
К.Губаревич «Брестская крепость», реж. В.Фёдоров (1954)
А.Арбузов «Годы странствий», реж. Е.Маркова (1955)
Ж.-Б.Мольер «Плутни Скапена», (1955)
А.Штейн «Персональное дело», реж. В.Фёдоров (1955)
Дж.Голсуорси «Мёртвая хватка», реж. М.Спивак (1956)
М.Горький «Мещане», реж. В.Фёдоров (1956)
М.Паньоль, П.Нивуа «Торговцы славой», реж. М.Спивак (1956)
В.Вишневский «Оптимистическая трагедия», реж. М.Спивак (1957)
Н.Винников «Когда цветёт акация», реж. В.Фёдоров (1957)
А.Копков «Царь Потап», реж. В.Фёдоров (1958)
М.Горький «Васса Железнова», реж. Н.Бондарев (1958)
Н.Вирта «Дали неоглядные», реж. М.Спивак (1958)
А.Котельщиков «Власть», реж. М.Спивак (1959)
С.Михалков «Дикари», реж. Д.Орлов (1959)
Р.Романов «Подвиг становится известным», реж. Б.Докутович (1959)
Ю.Дольд-Михайлик «И один в поле воин», реж. М.Спивак (1959)
И.Локштанов, А.Чехов «Ненужная победа», реж. Б.Докутович (1960)
А.Арбузов «Иркутская история», реж. Б.Докутович (1960)
К.Гольдони «Венецианские близнецы», реж. К.Чернядев, С.Галуза (1960)
А.Арбузов «Двенадцатый час», реж. В.Редлих (1961)
В.Панова «Проводы белых ночей», реж. Р. Викторов (1961)
И.Шамякин «Изгнание блудницы», реж. В.Редлих (1961)
А.Островский «Бесприданница», реж. В.Редлих (1962)
Б.Брехт «Мамаша Кураж и её дети», реж. А.Григорьянц
У.Шекспир «Антоний и Клеопатра», реж. В.Редлих (1964)
И.Новиков, М.Сулимов «Руины стреляют в упор», реж. М.Сулимов (1969)
М.Горький «Враги», реж. А.Добротин (1970) и др.
Фильмография:
«Кто смеётся последним?», реж. В.Корш-Саблин (1954), «Белорусский концерт» (фильм-спектакль), реж. П.Василевский, В.Стрельцов (1955), «Полесская легенда», реж. П.Василевский, Н.Фигуровский (1957), «Красные листья», реж. В.Корш-Саблин (1958), «Трибунал» (фильм-спектакль), реж. В.Раевский, В.Акимушкин (1981) и др.
Призы и награды:
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1947 г.)
Почётная грамота Президиума Верховного совета Литовской ССР (1948 г.)
Медаль «За доблестный труд» (1948 г.)
Орден «Знак Почёта» (1950 г.)
Почётная грамота Верховного совета БССР (1955 г.)
Почётное звание «Заслуженный деятель искусств БССР» (21.03.1955 г.)
Памятный знак «За активное участие в подготовке и проведении VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов» (1957 г.)
Почётная грамота Президиума Верховного совета Литовской ССР (1957 г.)
Почётная грамота Президиума Верховного совета Азербайджанской ССР (1958 г.)
Премия и Диплом лауреата фестиваля «Третья Прибалтийская весна» за оформление спектакля «Всеми забытый» Н.Хикмета (Таллин, 1958 г.)
Благодарность Центрального комитета Коммунистической партии БССР (1965 г.)
Орден «Знак Почёта» (1967 г.)
Нагрудный знак Министерства культуры СССР «За отличную работу» (1967 г.)
Почётная грамота Верховного совета БССР (1968 г.)
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970 г.)
Почётная грамота Верховного совета БССР (1970 г.)