Фёдоров Василий Фёдорович

fedorov main

Дата рождения: 10 января 1892 года

Дата смерти: 27 января 1971 года

Место рождения: город Москва, Россия.

Образование: Окончил Государственные высшие театральные мастерские В.Э.Мейерхольда.

Звания: заслуженный деятель искусств Туркменской ССР (1939 г.)
народный артист БССР (1955 г.)

Василий Фёдорович Фёдоров родился 10 января 1892 года в Москве, Россия.
Учился на курсах искусствоведения при Народном университете А.Л.Шанявского. В 1921 году поступил в Государственные высшие театральные  мастерские Всеволода Мейерхольда, осенью 1922 года влившиеся в ГИТИС. В самом конце того же года Фёдоров вместе с Мейерхольдом покинул ГИТИС; в его новой Мастерской в 1923 году дебютировал как режиссёр, поставив и оформив учебный спектакль «Тиары века» – композицию Аксёнова по пьесам П.Клоделя «Залог» и «Чёрствый хлеб»; отрывок из этого спектакля был публично исполнен в одном из вечеров школьных работ, которые в январе-феврале 1923 года давал Театр Всеволода Мейерхольда.
До 1927 года Фёдоров как актёр, сценограф, а затем и как режиссёр работал в Государственном театре имени В.Мейерхольда. Но в этом театре спектакли ставил только сам художественный руководитель; лишь однажды, в 1926 году, Фёдорову посчастливилось под руководством Мейерхольда поставить спектакль «Рычи, Китай!» по пьесе С.Третьякова, однако эта постановка привела к конфликту между учителем и учеником.
Намного охотнее Мейерхольд доверял своим ученикам оформление спектаклей, и Фёдоров оформил спектакли «Д. Е.» Подгаецкого по И.Эренбургу (совместно с И.Ю.Шлепяновым, 1924) и «Лес» А.Островского (1924).
Не имея возможности реализоваться, Василий Фёдоров, как и другие молодые режиссёры, в конце концов, покинул Мейерхольда: в 1926 году вместе с И.Ю.Шлепяновым, С.А.Майоровым, М.И.Жаровым и ещё несколькими актёрами он уехал в Бакинский рабочий театр. В 1927 году был приглашён М.М.Тархановым в 4-ую студию МХАТ, позже преобразованную в Реалистический театр, и в том же году, после ухода Тарханова, вместе с Леонидом Волковым возглавил театр. Здесь поставил спектакль «Норд-Ост» Д.Щёглова, художник И.Ю Шлепянов (1929).
В это же время Фёдоров поставил два спектакля в Театре Революции: «Гоп-ля, мы живем!» Э.Толлера, художник И.Ю.Шлепянов (1928) и «Партбилет» А.И.Завалишина, художник И.Ю.Шлепянов (1930). …Здесь, вместе с художником И.Шлепяновым, он развивал те конструктивистские тенденции, которые для самого Мейерхольда к тому времени стали уже пройденным этапом. О постановке пьесы Э.Толлера «Гоп-ля, мы живем!» А.Гвоздев писал: «Это спектакль нового, революционного театра, вышедший из школы Мейерхольда и развёртывающий его принципы и методы талантливо и энергично, с ясной целевой установкой на социальную значимость большого театрального искусства. …В лице Фёдорова и Шлепянова «Театр Революции» приобрел крупных театральных мастеров, работа которых отвоевала ему почётное место в рядах революционных театров большого художественного значения».
Однако Фёдоров в Театре Революции не задержался. Недолго работал он и в Реалистическом театре, который в 1930 году возглавил бывший актёр ГосТиМа Николай Охлопков. В 1935 году Фёдоров стал преемником петербургского ученика Мейерхольда К.Тверского на посту главного режиссёра Ленинградского Большого драматического театра, но и там вскоре началась «режиссёрская чехарда». В дальнейшем был главным режиссёром Русского драматического театра в Ашхабаде.
Ставил спектакли в театрах Москвы, Баку, Ленинграда, Ашхабада, Новосибирска, Свердловска. Занимался журналистикой и преподавательской деятельностью.
В 1952-1958 гг. – главный режиссёр Государственного русского драматического театра имени М.Горького. Постановки Василия Фёдоровича отличались масштабом, точностью социологической характеристики образов, театральной яркостью; все составляющие спектакля подчинены решению главной цели – раскрытию идеи произведения. В работе с актёрами большое внимание уделял раскрытию индивидуальности, свободе творческого мышления.
Поставил спектакль «Два веронца» У.Шекспира в Белорусском республиканском театре юного зрителя (1964).
Василий Фёдорович Фёдоров ушёл из жизни 27 января 1971 года и был похоронен в колумбарии Введенского кладбища г. Москвы.

Постановки в Государственном русском драматическом театре имени М.Горького:
«Варвары» М.Горького (1952)
«Король Лир» У.Шекспира (1953)
«Пигмалион» Б.Шоу (1953)
«Шакалы» А.Якобсона (1953)
«Брестская крепость» К.Губаревича (1954)
«Порт-Артур» И.Попова, А.Степанова (1954)
«Смерть Тарелкина» А.Сухово-Кобылина (1954)
«Плутни Скопена» Ж.-Б.Мольера (1955)
«Персональное дело» А.Штейна (1955)
«Каменное гнездо» Х.Вуолийоки (1956)
«Мещане» М.Горького (1956)
«Право на счастье» И.Дорского (1956)
«Когда цветёт акация» Н.Винникова (1957)
«Царь Потап» А.Копкова (1958)
«Моя семья» Э. де Филиппо (1958).

Призы и награды:
Почётное звание «Заслуженный деятель искусств Туркменской ССР» (1939 г.)
Сталинская премия III степени за спектакль «Варвары» М.Горького Государственного русского драматического театра БССР (1953 г.)
Почётное звание «Народный артист БССР» (1955 г.)

Новости

Наши друзья

KVITKI BY new logo

sb new

ctv new

 ont new     bt new

 minsknovosti new         radiominsk new 

minskij kurjer

 kultura new

  belta

centr fm new

polosa

gos flag

 

gos gerb

 

god kachestva24

polosa

president logo

 

minkult logo new

 

pravo logo

 

mosk rajon logo

 

mininf logo

polosa

Официальная группа
НАДТ имени М.Горького в

facebook

facebook

Telegram channel new

Instagram new

TIKTOK 250X70

polosa

Вы можете оценить
работу нашего театра
на портале рейтинговой оценки,
перейдя на страницу театра
по ссылке или по QR-коду
qr-code NADT