Добротин Александр Александрович

dobrotin main

Дата рождения: 20 декабря 1904 года

Дата смерти: 15 ноября 1985 года

Место рождения: город Ярославль, Россия.

Образование: В 1925 году окончил Театральную студию камерного драматического искусства в Ленинграде.

Звания: заслуженный артист РСФСР (1946 г.)
заслуженный деятель искусств РСФСР (1958 г.)

Александр Александрович Добротин родился 20 декабря 1904 года в г. Ярославле, Россия. Увлечение Александра театром началось ещё в гимназии, в которой ему ставили тройки по поведению, потому что из-за репетиций, он частенько прогуливал занятия и не готовил заданные уроки.
Его вступление в мир прекрасного относится к первым революционным годам. В 1920 году в местной газете появилось объявление об открытии в Народном доме курсов драматического искусства. Прочитав это объявление, 16-летний Саша Добротин один из первых записался на эти курсы. После собеседования и отбора курсантов была образована студия, которую возглавил Евгений Петрович Трусов. Именно он разглядел в юном Александре будущего знаменитого актёра и режиссёра.
Первый спектакль, в котором А.Добротин играл роль Егорушки в пьесе «Бедность не порок» запомнился ему на всю жизнь. Запомнилось и то, как у него от страха, перед выходом на сцену, тряслись коленки, захватывало дух. И ещё запомнилась ссора с родителями, когда он покидал родительский дом.
В 1922 году уехал в Ленинград, чтобы осуществить свою мечту, ради того, чтобы быть ближе к театрам, увидеть больших мастеров сцены, а главное – самому учиться театральному мастерству.
Это были годы разрухи, не так-то просто было добраться до Ленинграда.
Поезда ходили нерегулярно, и билет на поезд было достать проблематично, да и не за что, но страсть и любовь не останавливаются перед трудностями. Саша Добротин уломал железнодорожное начальство, чтобы разрешили сопровождать вагон с картошкой, следующий до Ленинграда. И неважно было, что едет он, сидя на картошке, что холодно, что впереди неизвестность. Главное было то, что он едет в город, куда стремился. В пути Саша находился две недели. Наконец, испытания выдержаны, Александр Добротин зачислен в Театральную студию камерного драматического искусства, которую он успешно окончил в 1925 году.
Ленинград того времени, по воспоминанию Александра Александровича, сформировал в нём художника «петербургской школы» с особенностями художественной природы, на которую целое десятилетие оказывали своё благотворное влияние такие корифеи – академики театрального дела, как Ю.М.Юрьев, Н.Ф.Монахов, Е.М.Грановская, Е.А.Корчагина-Александровская и др.
Как вспоминал Александр Александрович, к ним в студию приходил сам Владимир Николаевич Давыдов. Старый и грузный, садился он в кресло и вёл долгие беседы с молодёжью. Говорил о простоте и правде на театральной сцене. А вечерами Александр Добротин бегал в «Александринку» смотреть на игру Владимира Давыдова в «Расплюеве», и это было наилучшей иллюстрацией к беседе великого мастера русской сцены.
И вот Александр Добротин уже актёр. Ему поручают в разных спектаклях роли: Кости-капитана, Мотылькова в «Славе» В.Гусева, Павла в «Вассе Железновой» М.Горького. Но сценические данные – небольшой рост – закрывают ему дорогу ко многим ролям, которые он мог бы играть, и играл бы прекрасно, имея такие богатые данные, как эмоциональность, темперамент и необыкновенное видение образов, тонкость и глубину мысли.
В роли легкомысленного ловеласа Фадинара в водевиле «Соломенная шляпка» Э.Лабиша, уже завоевавшего популярность артиста, увидел Всеволод Мейерхольд. Последовало приглашение в руководимый им ГОСТИМ. Однако к этому времени А.А.Добротин, с увлечением поработав в ряде ленинградских театров (Сатиры, Реалистическом, Новом), серьёзно занялся режиссурой. И вот здесь он нашёл себя и своё истинное призвание. В режиссуре поле деятельности намного шире для раскрытия творческих поисков, чтобы «пронести через пьесу своё отношение к жизни, к людям и явлениям искусства».
В 1939 году А.Добротину поступило предложение возглавить филиал Ленинградского Большого драматического театра в Мурманске. Работая в крупных городах (Мурманск, Молотов – ныне Пермь), он везде боролся со штампами, с провинциальной рутиной, за искреннее, глубокое и красочное искусство театра.
Но вот наступил 1941 год. С бригадой отдела искусств Свердловской филармонии Александр Александрович поехал на фронт и там, зачастую под разрывы снарядов и грохот канонады, сменялись аудитории – артиллеристы, разведчики, танкисты, летчики. Бригада давала концерты для бойцов на фронтах Карельского и Воронежского направлений. На волховском фронте бригада Александра Добротина была дважды. Последний раз – в дни прорыва блокады Ленинграда.
Вот случай – воткнуты в землю два кола. Между ними натянут брезент. Идёт артиллерийский обстрел, а на небольшой полянке идёт монтаж «Человека с ружьем», в роли Ленина – артист Александр Добротин. Быстро входит Ленин. Бойцы замерли, поражённые исключительным искусством артиста. Призыв Ленина к борьбе звучал, как призыв к борьбе с ненавистным врагом. Многочисленные концерты в тыловых госпиталях и частях гарнизонов всегда пользовались большим успехом у бойцов и командиров.
Ещё шла война, а Александру Добротину в 1944 году предлагают возглавить Кемеровский областной драматический театр. Здесь он ставит спектакль «Кремлевские куранты» Н.Погодина, где играет роль Ленина. По тем временам это была очень ответственная роль, и Добротин играл её с большой любовью. Он поражал зрителя чёткостью и тонкостью отделки каждого поворота, каждой детали, уж не говоря о поразительном сходстве.
Александр Александрович, кроме того, что ставил спектакли, сам участвовал в них как актёр. В спектакле «Самолет опаздывает на сутки» И.Савченко, Н.Рыбака он играет Пуговицына, затем Карандышева в спектакле «Бесприданница» А.Островского. У него был оригинальный, своеобразный рисунок роли. Можно было спорить с его трактовкой, но это был убедительный Карандышев. Спектакль стал одним из самых больших успехов театра.
Все спектакли, созданные Александром Добротиным («Дети солнца», «Офицер флота», «Бесприданница», «Последние») были наполнены жизнью, поэтому они были такими волнующими и правдивыми. Добротин любил повторять: «Я люблю раскрывать тайники человеческой души, и в то же время люблю изощренную форму». Он мечтал о театре, который бы ставил перед актёрами и зрителями серьёзные проблемы и разрешал их ярко-театрально, но правдиво, – как жизнь.
Следующим этапом был Курск. Добротин – главный режиссёр Курского областного драматического театра. И здесь он сумел вписать яркую страницу в историю театра. Большим творческим достижением становятся его постановки спектаклей «Власть тьмы» Л.Толстого (сезон 1952-1953 гг.) и «Оптимистическая трагедия» В.Вишневского (сезон 1954-1955 гг.)
С 1955 года Александр Добротин – главный режиссёр Приморского драматического театра им. М.Горького во Владивостоке. Он возглавил театр на пике, только что пережитого коллективом, всесоюзного успеха триумфальных гастролей в Москве и Ленинграде. От А.А.Добротина ожидали многого, и он не подвёл – поставил «Оптимистическую трагедию» (1956), в которой время создания регулярного Военно-Морского Флота предстало своеобразной поэтической легендой. Критика с большим воодушевлением отметила композиционную стройность этого многопланового спектакля.
В постановлении Коллегии Министерства культуры СССР от 17 июня 1957 года «Об итогах сезона в 1955-1956 гг. в драматических театрах страны» среди лучших режиссёров, добившихся талантливого исполнения произведений русской и зарубежной драматургии, назван Александр Добротин. В 1958 году режиссёру присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
Ещё более точными по стилю и художественно разработанной форме предстали у А.Добротина спектакль «Враги» М.Горького (с мастерски решенными массовыми сценами в финале), драма В.Розова «Вечно живые» (писавшие о спектакле видели в нём постановку широкого романтического звучания) и горькая, одновременно возвышенная драма «Барабанщица» А.Салынского – спектакль, которым режиссёр в 1959 году попрощался с владивостокским зрителем.
Особая тема творчества Александра Добротина – постановка классики. Вершиной его достижений на этом пути по праву считается осуществлённый во Владивостоке «Маскарад» М.Лермонтова с Г.Апитиным в роли Арбенина. Эта постановка была удостоена диплома «Первой дальневосточной театральной весны» – смотра театров Дальнего Востока, состоявшегося в 1958 году. Спектакль Приморской драмы был воспринят жюри смотра как «самобытный, поэтически приподнятый, точно и выразительно воссоздающий на сцене атмосферу лермонтовской драматургии».
Наибольшим взлётом Александра Добротина, выпавшим на владивостокский период его творчества, принято считать постановку пьесы «Кремлёвские куранты» Н.Погодина и его же исполнение в ней роли В.И.Ленина. В оценке этой работы художника на первый план выдвигалась не политическая значимость темы, а то, как и какими средствами решал её постановщик. Исторический масштаб мышления и художественное воображение позволили ему создать спектакль взволнованного ритма и глубоких, острых современных обобщений.
Позже, работая в театрах Воронежа и Челябинска, Александр Добротин вернулся к пьесам Н.Погодина о Ленине и революции.
Последняя, связанная с ленинской тематикой, работа режиссёра состоялась в Минске, на сцене Государственного русского драматического театра имени М.Горького в пьесе «Шестое июля» М.Шатрова. В качестве главного режиссёра этого театра А.Добротин проработал с 1966 по 1968 гг. В своей режиссёрской карьере А.А.Добротин стремился соединить сценические идеи и воплощение пьесы с её жизненной основой и волей автора, совместить театральное бытие с естественной природой человеческого существования. Обычно свою творческую идею он решал в спектакле через исполнителей, при этом он делал чёткие метафорические акценты, обращался к символической пантомиме в сценографии. Он использовал приёмы агитации и плакатного искусства, иногда с признаками  вульгарного социологизма. Для искусства Александра Александровича тех лет были характерны такие принципиальные черты его творчества, как высокая гражданственность, чёткость замысла, неутомимость в поисках новых выразительных средств.
В послужном списке А.А.Добротина, как главного режиссёра, сменяя друг друга, были ведущие театры Мурманска, Кемерово, Нижнего Новгорода, Курска, Владивостока, Воронежа, Челябинска, Минска…
Весь свой творческий багаж А.А.Добротин стремился передать молодой театральной смене, которую он с увлечением готовил сначала в Белорусском государственном театрально-художественном институте (1971-1975 гг.), а затем – в Минском институте культуры (1975-1982 гг.)
Александр Александрович Добротин умер 15 ноября 1985 года и был похоронен в г. Минске.

Роли, сыгранные в Государственном русском драматическом театре имени М.Горького:
Владимир Ильич Ленин – «Шестое июля» М.Шатрова (главная роль).

Постановки в Государственном русском драматическом театре имени М.Горького:
«Свадьба на всю Европу» А.Арканова, Г.Горина, реж. Ю.Орынянский (1966) – руководитель постановки
«Любовь Яровая» К.Тренёва (1967)
«Далёкие окна» В.Собко (1967)
«Дурочка» Л. де Вега (1968)
«Путешественник без багажа» Ж.Ануя (1969)
«Враги» М.Горького (1970).

Призы и награды:
Почётное звание «Заслуженный артист РСФСР» (1946 г.)
Почётное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1958 г.)
Диплом смотра театров Дальнего Востока «Первая дальневосточная театральная весна» за спектакль «Маскарад» М.Лермонтова «За самобытный, поэтически приподнятый спектакль, точно и выразительно воссоздающий на сцене атмосферу лермонтовской драматургии» (1958 г.) и др.

Фотогалерея


Новости

Наши друзья

KVITKI BY new logo

sb new

ctv new

 ont new     bt new

 minsknovosti new         radiominsk new 

minskij kurjer

 kultura new

  belta

centr fm new

polosa

gos flag

 

gos gerb

 

god kachestva24

polosa

president logo

 

minkult logo new

 

pravo logo

 

mosk rajon logo

 

mininf logo

polosa

Официальная группа
НАДТ имени М.Горького в

facebook

facebook

Telegram channel new

Instagram new

TIKTOK 250X70

 youtube_250X70

polosa

Вы можете оценить
работу нашего театра
на портале рейтинговой оценки,
перейдя на страницу театра
по ссылке или по QR-коду
qr-code NADT