Комаров Игорь Никитич
Дата рождения: 7 августа 1933 года
Дата смерти: 26 октября 1992 года
Место рождения: город Ярославль, Россия.
Игорь Комаров родился в Ярославле. Его отец Никита Порфирьевич Комаров (1901-1963) был профессиональным военным, участником Великой Отечественной войны, дослужившимся до звания генерала-майора. Мать Мария Васильевна Корняковская (1912-Х) имела педагогическое образование, но по специальности не работала, занималась домашним хозяйством и воспитанием трёх детей – старшей дочери Людмилы, среднего сына Игоря и младшего Василия.
По окончании школы поступил в Николаевский кораблестроительный институт, затем перевёлся в Таллинский политехнический институт. Закончив его, год отработал в Таллинском порту. Затем в жизни Игоря Комарова случился резкий поворот, навсегда изменивший его дальнейшую судьбу. В 1957 году он, не имея специального образования, был принят актёром в Таллинский русский драматический театр, а через год – в Даугавпилский музыкально-драматический театр, на сценах которых набрался первого актёрского опыта.
В 1959 году Игорь Никитич переехал в Минск и поступил актёром в труппу Государственного русского драматического театра имени М.Горького, где играл на протяжении 13 лет. В начале семидесятых годов в театре режиссёром Марком Рехельсом был поставлен спектакль «Варшавская мелодия» Л.Зорина с Игорем Комаровым в главной роли. Рехельсу настолько понравился актёр, что он стал рекомендовать его своим знакомым ленинградским режиссёрам, среди которых оказался Игорь Петрович Владимиров. Он пригласил Комарова в театр имени Ленсовета, в котором был главным режиссёром, но артист был плотно задействован в репертуаре своего театра и не смог воспользоваться его приглашением. Однако от судьбы было уже не уйти. В 1972 году, будучи на гастролях в Ленинграде со спектаклем «Путешественник без багажа», Игорь Никитич получил предложение от Геннадия Опоркова и Розы Сироты сыграть Паратова в «Бесприданнице» на сцене театра имени Ленинского комсомола, которое и стало решающим в его переезде в северную столицу. За «Бесприданницей» последовала главная роль в «Саше Беловой» в дуэте с Ларисой Малеванной, партнёром которой он стал во многих спектаклях. В 1976 году Игорь Комаров перешёл по приглашению Николая Шейко в Ленинградский театр драмы имени Пушкина. Там он сразу получил роль Анита в «Сократе» и остался там до конца жизни.
Актёр был очень востребован в кинематографе. В 1963 году состоялся его кинодебют в фильме Р.Викторова «Третья ракета». Комаров сыграл интересную драматическую роль бойца Лукьянова, человека с надломленной судьбой, прошедшего фашистский плен. Актёр был очень убедителен в этом образе, показав его неординарность и самобытность. После выхода «Третьей ракеты» Игорю Комарову стали предлагать, похожие по контексту, драматические роли, требовавшие от актёра передачи сложных психологических состояний героев. Чаще всего это были военные. Быть убедительным в этих образах, помимо несомненного актёрского таланта, ему помогали природная мужественность, высокий рост, статность, представительность. Помимо различного ранга военных, Комарову замечательно удавались и роли современников. Правда, в большинстве случаев они не были простыми рабочими или деревенскими тружениками, а носили определённый социальный статус, близкий к интеллигенции: дипломаты, учёные, писатели, чиновники.
Игорь Никитич был малообщительным, довольно замкнутым человеком. Любил читать. Умел делать любую работу по дому. Чем всегда радовал обеих своих жён. Со второй супругой Мариной Юзефовной он познакомился после переезда в Ленинград. Она театровед по образованию, работала заведующей библиотекой СТД Санкт-Петербурга.
В конце восьмидесятых годов у Игоря Комарова было обнаружено редкое нервное заболевание, которое, в итоге, привело к летальному исходу. Он был похоронен на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга.
Роли, сыгранные на сцене Государственного русского драматического театра имени М.Горького:
Виктор – «Варшавская мелодия» Л.Зорина
Гастон – «Путешественник без багажа» Ж.Ануя
Егор Королёв – «Возраст расплаты» Л.Жуховицкого
Эйлиф – «Мамаша Кураж и её дети» Б.Брехта
Агриппа – «Антоний и Клеопатра» У.Шекспира
Феликс Эдмундович Дзержинский – «Шестое июля» М.Шатрова
Николай Скроботов – «Враги» М.Горького
Егор – «Дети солнца» М.Горького
Кирилл – «Моя старшая сестра» А.Володина
Сташинский – Разгром» А.Фадеева
Христофор Блохин – «Сказки старого Арбата» А.Арбузова
Риккардо – «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо
Герман – «Проводы белых ночей» В.Пановой
Граф Новинский – «Обыкновенная история» И.Гончарова
Торчиков – «Физики-лирики» Я.Волчека
Фёдор – «Ленинградский проспект» И.Штока
Кунц – «Ради жизни» К.Губаревича
Николаев – «Ещё не вечер» В.Пановой
Жан (Иван Кабушкин) – «Руины стреляют в упор» И.Новикова, М.Сулимова
Чародей – «Солдат и Ева» Е.Борисовой
Иван Колосов – «Любовь Яровая» К.Тренёва
Генрих Шварцкопф – «Щит и меч» В.Кожевникова
Лелио – «Венецианские близнецы» К.Гольдони
Лёва Груздев – «С вечера до полудня» В.Розова
Меркле – «Дело Даубмана» Л.Кручковского
Самохвалов – «Сослуживцы» Э.Брагинского, Э.Рязанова
Кульнев – «Барабанщица» А.Салынского
Урядник – «Власть тьмы» Л.Толстого
Тадеуш – «Океан» А.Штейна
Понтёр – «Маскарад» М.Лермонтова и др.
Фильмография:
«Третья ракета» – Лукьянов, реж. Р.Викторов (1963); «Москва – Генуя» – Дипкурьер, реж. А.Спешнев, В.Корш-Саблин, П.Арманд (1964); Гильом Готшальк – «Город мастеров», реж. В.Бычков (1965); «Западня» – Шварц-Чернов, реж. Л.Мартынюк (1966); «Иду искать» – Святослав Новосельцев, реж. И.Добролюбов (1966); «Сотвори бой» – Монахов, реж. Н.Калинин (1969); «Крушение империи» – Белогвардейский офицер, реж. В.Корш-Саблин, Н.Калинин (1970); «Чёрное солнце» – Пилот, реж. А.Спешнев (1970); «Руины стреляют…» – Комендант лагеря, реж. И.Четвериков (1971); «Рудобельская республика» – Левков, реж. Н.Калинин (1971); «Там, вдали, за рекой» – Бауэр, реж. В.Маликова, В.Файнберг (1971); «Завтра будет поздно» – Михалюта, реж. М.Тяпак, А.Карпов (1972); «Белая дорога» – Витас, реж. Г.Аразян (1974); «Все улики против него» – Константин Васильевич, реж. В.Брескану (1974); «Следую своим курсом» – Евгений Николаевич Чекрыгин, реж. В.Лысенко (1974); «Лавина» – Васильев, реж. Н.Кошелев, В.Морозов (1975); «Блокада» – Духанов, реж. М.Ершов (1977); «Последняя альтернатива» – Эл Бейли, реж. В.Латышев (1978); «Явка с повинной» – Крошин, реж. Д.Лукова (1978); «Старшина» – Николай Николаевич Лежнев, реж. Н.Кошелев (1979); «Когда умер святой Патрик?» – Джулиус Максуэл, реж. Д.Лукова (1980); «Двадцатое декабря» – Григорий Иванович Петровский, реж. Г.Никулин (1981); «Деревенская история» – Филипп Пименов, реж. В.Каневский (1981); «Фамильная реликвия» – Лаврухин, реж. В.Латышев (1981); «Место действия» – Александр Корнеев, реж. А.Граник (1983); «Снег в июле» – Сергей Сергеевич, реж. Н.Кошелев (1984); «Челюскинцы» – Алексей Николаевич Бобров, реж. М.Ершов (1984); «Друзей не выбирают» – Денисюк, реж. Б.Шадурский (1985); «О возвращении забыть» – Командующий, реж. В.Брескану (1985); «Размах крыльев» – Заместитель министра, реж. Г.Глаголев (1986); «Отряд специального назначения» – Подполковник, реж. Г.Кузнецов (1987); «Среда обитания» – Николай Михайлович Рожкин, реж. Л.Цуцульковский (1987) и др.
Фотогалерея