Орлов Дмитрий Алексеевич

orlov main

Дата рождения: 26 (13) сентября 1903 года

Дата смерти: 18 июня 1969 года

Место рождения: город Москва, Россия.

Образование: В 1925 году окончил Московский центральный техникум театрального искусства имени А.В.Луначарского (ныне ГИТИС) (курс А.Д.Попова, А.Л.Дикого, Л.М.Леонидова).

Звания: заслуженный артист БССР (1938 г.)
народный артист БССР (1940 г.)

Дмитрий Алексеевич Орлов родился 26 (13) сентября 1903 года в Москве в семье священника храма апостола Иакова Зеведеева в Казенной Слободе, Алексея Павловича Орлова. В семье было шестеро детей. Отец умер в 1925 году, мать, Софья Сергеевна, – в 1954 году.
В 1925 году Д.А.Орлов окончил Центральный техникум театрального искусства имени А.В.Луначарского в Москве (курс Л.М.Леонидова, А.Д.Попова, А.Д.Дикого). По окончании учёбы Д.А.Орлов был приглашён на работу в Драматическую студию имени Ф.И.Шаляпина. В этом театре он прошёл все круги познания театрального организма: работал электриком, актёром, режиссёром и даже педагогом.
В 1929 году он перешёл в театр Пролеткульта (впоследствии Московский драматический театр имени ВЦСПС). Журнал «Красная нива», одним из редакторов которого был А.В.Луначарский, напечатал его портрет и написал об удаче в роли Лобзика в спектакле «Галстук» А.Глебова. Сыграл роли: Бальзаминов – «Женитьба Бальзаминова» А.Островского, Капитан – «Матросы из Катарро» Ф.Вольфа, Швейк – «Бравый солдат Швейк» Я.Гашека.
В 1934 году Орлов по приглашению Н.П.Охлопкова работал в Реалистическом театре. Здесь он сыграл свои «звёздные» роли, которые сделали его очень популярным актёром в Москве того времени. В это же время он начал свою режиссёрскую и педагогическую деятельность.
Осенью 1936 года Дмитрий Алексеевич Орлов переехал в Беларусь. Пришло время, когда руководство решило поднять художественный уровень Русской труппы в Беларуси. Друг и единомышленник Д.А.Орлова, замечательный актёр Владимир Кумельский – москвич, возглавлявший передвижную русскую труппу, затем ставшую стационарной в Могилёве, понимая, что труппа полусамодеятельная, и что ей необходима полная реформация, уговорил Д.А.Орлова приехать в Беларусь. Зная, что Дмитрий Алексеевич мастерски владеет блистательной школой К.С.Станиславского и является незаурядной личностью высокой культуры, Кумельский надеялся, что с его помощью им удастся создать в БССР театр будущего. Но в начале 1939 года В.В.Кумельский внезапно скончался. Это было большое горе для актёров.
Управление по делам искусства при Совнаркоме БССР возложило реорганизацию театра и художественное руководство на Дмитрия Алексеевича Орлова. Ему тогда было всего 35 лет. Он реформировал и преобразил театр, внёс высочайшую эстетику исполнением классических ролей, режиссёрской и педагогической деятельностью в труппе.
В 1940 году в Минске состоялись отчётные гастроли Русского драматического театра БССР под руководством Д.А.Орлова перед столичной публикой, которые прошли триумфально.
21 июня 1941 года война застала труппу театра на гастролях в Белостоке. Всю войну Д.А.Орлов, будучи руководителем Фронтового театра, в который входили и оперные певцы, находился на передовой и под бомбёжками 1-го и 2-го Белорусских фронтов.
После войны Орлов занимался формированием труппы, вернул всех уцелевших артистов и пригласил новых ярких индивидуальностей из Москвы и Ленинграда, мастеров школы.
Театр Дмитрия Алексеевича Орлова стал местом, которое приносило духовную пищу людям. Он давал им силы восстанавливать Родину. И потому был всегда полон. Театр поднялся на небывалую высоту, ему стала под силу мировая и отечественная классическая драматургия. В золотой фонд Государственного русского театра БССР вошли выдающиеся спектакли: «Царь Фёдор Иоаннович» А.Толстого, «Двенадцатая ночь» У.Шекспира, «Дядя Ваня» и «Чайка» А.Чехова, «Кремлёвские куранты» Н.Погодина, «Русский вопрос» К.Симонова, «Бешеные деньги» А.Островского и многие другие. Владея великой школой К.С.Станиславского, артист Д.Орлов в своих ролях поражал зрителя масштабом, силой и глубиной проникновения в образ, открывая духовные глубины и смыслы происходящих событий в пьесах. Он был артистом широкого диапазона, использовавшим самые разнообразные краски своей палитры юмор, лирику, иронию, сарказм, буффонаду, драматизм, патетику, гротеск. Многочисленные ярчайшие постановки Орлова в качестве режиссёра Горького, Чехова, Пушкина, Островского, Симонова, Леонова и др. отличались высочайшим уровнем исполнительского мастерства и решением важных, глобальных тем, не утративших своей острой актуальности и сегодня.
Дмитрий Алексеевич активно участвовал в жизни белорусских театров. Его многочисленные статьи (более 200), исследования и анализ творческих процессов в театрах, в белорусской драматургии внесли огромный вклад в достижение высот театрального искусства Беларуси. Его оценок ждали, его мнением дорожили.
В 1947 году Д.А.Орлов, не оставляя служение в театре, идёт на преподавательскую работу. Он возглавлял кафедру актёрского мастерства и режиссуры в Белорусском театрально-художественном институте с 1947 по 1969 гг.  За 23 года Д.А.Орлов выпустил 120 учеников, целую плеяду высококлассных артистов, режиссёров, педагогов, которые работали и работают во всех театрах Беларуси и России, прославивших белорусское искусство и за рубежом. Среди учеников Д.А.Орлова: народная артистка Беларуси Белла Масумян, народная артистка БССР Галина Маркина, народный артист БССР Геннадий Гарбук, народный артист БССР Август Милованов, заслуженный деятель искусств БССР Эльвира Герасимович, заслуженный артист БССР Илья Курган, заслуженный деятель искусств БССР Виктор Карпилов, заслуженный деятель искусств БССР Валерий Анисенко, заслуженный артист БССР Фома Воронецкий, заслуженная артистка БССР Зоя Осмоловская, заслуженный артист Республики Беларусь Эдуард Горячий, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский, заслуженный артист Республики Беларусь Леонид Улащенко, Наталья Чемодурова, Евгений Шабан, Леонид Крюк, Андрей Андросик, Виолетта Клименко и многие-многие другие.
Дмитрий Алексеевич Орлов ушёл из жизни 18 июня 1969 года. Похоронен на Восточном кладбище Минска.

Лучшие роли, сыгранные на сцене театра имени М.Горького:
Мальволио – «Двенадцатая ночь» У.Шекспира
Тристан – «Собака на сене» Л. де Вега
Войницкий – «Дядя Ваня» А.Чехова
Иван Петрович Телятьв – «Бешеные деньги» А.Островского
Чебутыкин – «Три сестры» А.Чехова
Царь Фёдор Иоаннович – «Царь Фёдор Иоаннович» А.Толстого
Павка Корчагин – «Как закалялась сталь» Н.Островского
Полежаев – «Профессор Полежаев» Л.Рахманова
Протасов – «Дети солнца» М.Горького
Ленин – «Кремлёвские куранты» Н.Погодина
Каренин – «Анна Каренина» Л.Толстого
Евгений Иванович Берсенев – «Разлом» Б.Лавренёва
Хлестаков – «Ревизор» Н.Гоголя
Карандышев – «Бесприданница» А.Островского
Боб Мэрфи – «Русский вопрос» К.Симонова
Сергей Петрович Дроздов – «Зелёная улица» А.Сурова
Бальзаминов – «Женитьба Бальзаминова» А.Островского
Матрос Швандя – «Любовь Яровая» К.Тренёва
Стентон – «Опасный поворот» Дж.Пристли
Семён Чайка – «Песня наших сердец» В.Полесского
Эрнандо – «Хитроумная влюблённая» Л. де Вега
Директор – «Директор» С.Алешина
Мак Кеннеди – «Шакалы» А.Якобсона
Иван Иванович Сорокин – «В одном городе» А.Софронова
Пётр Леонтьевич Лавров – «Тайная война» В.Михайлова, Л.Самойлова
Нигул Хярм – «Два лагеря» А.Якобсона и др.

Постановки на сцене театра имени М.Горького:
«Профессор Полежаев» Л.Рахманова (1936)
«Очная ставка» братьев Тур, Л.Шейнина (1937)
«Женитьба Бальзаминова» А.Островского (1937)
«Каменный гость» А.Пушкина (1938)
«Половчанские сады» Л.Леонова (1938)
«Таня» А.Арбузова (1939)
«Кремлёвские куранты» Н.Погодина (1940)
«Русский вопрос» К.Симонова (1947)
«Хлеб наш насущный» Н.Вирта (1948)
«Про друзей-товарищей» В.Масса, Н.Червинского (1948)
«На той стороне» А.Барянова (1949)
«Дядя Ваня» А.Чехова (1949)
«Два лагеря» А.Якобсона (1949)
«Тайная война» В.Михайлова, Л.Самойлова (1950)
«Бешеные деньги» А.Островского (1951)
«Хитроумная влюблённая» Л. де Вега (1952)
«Обыкновенный человек» Л.Леонова (1955)
«Дикари» С.Михалкова (1959)
«Мы тоже не ангелы» К.Фехера (1959) и др.

Постановки в Белорусском государственном театрально-художественном институте:
«На дне» М.Горького (1950-е гг.)
«Годы странствий» А.Арбузова (1960-е гг.)
«Вера Харужая» А.Звонака (1965)
«Соловей» З.Бядули (1969)
«Старые друзья» Л.Малюгина (1969) и др.

Фильмография:
«Часы остановились в полночь» – Вильгельм фон Кауниц, реж. Н.Фигуровский (1958); «Весенние грозы» – Капитан Ковалёв, реж. Н.Фигуровский (1960); «Внимание! В городе волшебник!» – Аптекарь, реж. В.Бычков (1963); «Сколько лет, сколько зим!», реж. Н.Фигуровский (1965); «Война под крышами», реж. В.Туров (1967) и др.

Призы и награды:
Почётное звание «Заслуженный артист БССР» (1938 г.)
Почётное звание «Народный артист БССР» (1940 г.)
Орден Трудового Красного Знамени (1940 г., 1948 г.)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945 г.)
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» (1945 г.)
Орден «Знак почёта» (1955 г.)
Аттестат профессора (1961 г.)
Почётная грамота БРК профессионального союза работников культуры «За активное участие в военно-шефской работе над Вооружёнными Силами СССР» (1962 г.)
Почётная грамота Министерства высшего и среднего специального образования «За многолетнюю плодотворную педагогическую деятельность и в связи с 60-летием со дня рождения» (1962 г.)
Почётная грамота Верховного Совета БССР (1962 г.)
Орден «Знак почёта» (1967 г.)

Пресса:

«Дмитрий Орлов и история Русского театра: в памяти друзей и дочери» 1 стр., 2 стр., 3 стр., 4 стр., 5 стр., 6 стр. (Sputnik, 2021)

«Вечер-воспоминание о Дмитрии Орлове прошёл в Доме Москвы» (Sputnik, 2021)

Фотогалерея


Новости

Наши друзья

KVITKI BY new logo

sb new

ctv new

 ont new     bt new

 minsknovosti new         radiominsk new 

minskij kurjer

 kultura new

  belta

centr fm new

polosa

gos flag

 

gos gerb

 

god kachestva24

polosa

president logo

 

minkult logo new

 

pravo logo

 

mosk rajon logo

 

mininf logo

polosa

Официальная группа
НАДТ имени М.Горького в

facebook

facebook

Telegram channel new

Instagram new

polosa

Вы можете оценить
работу нашего театра
на портале рейтинговой оценки,
перейдя на страницу театра
по ссылке или по QR-коду
qr-code NADT