Редлих Вера Павловна
Дата рождения: 12 апреля 1894 года
Дата смерти: 21 февраля 1992 года
Место рождения: посёлок Парафиевка, Сумская область, Украина.
Звания: заслуженная артистка РСФСР (1945); заслуженный деятель искусств РСФСР (1950); народная артистка РСФСР (1956).
Родители Веры Редлих, Павел-Густав Морицевич и Елизавета Фёдоровна, были потомками немецких колонистов, переселившихся в Россию во времена Екатерины II. Отец служил управляющим на сахарном заводе Харитоненко. Дядя Эрнест Морицевич Редлих серьёзно занимался фотографией, увлекался живописью, дружил с Айвазовским. Неудивительно, что к искусству тяготела вся семья, но актрисой стала только Вера. Мать Веры умерла в 1899 году, отец – в 1908. Полностью осиротев, Вера Редлих жила в г. Сумы под присмотром своей бабушки по материнской линии Клары Юнг фон Альтенбург. Расходы на содержание пятерых осиротевших детей взяла на себя родственница, миллионерша Ванда Рогозинская. По окончании гимназии в 1914 году Вера поехала в Москву изучать философию, но через год бросила университет и поступила в частную театральную школу, впоследствии преобразованную во Вторую студию Московского Художественного театра. Преподавателями студии были мхатовские актёры Василий Лужский, Леонид Леонидов, Елена Муратова, Николай Массалитинов, а сокурсниками – Алла Тарасова, Николай Хмелёв, Николай Баталов, Екатерина Корнакова, Сонечка Голлидэй… По окончании студии Вера стала актрисой Театра студийных постановок, которым руководил молодой талантливый режиссёр Алексей Попов. В этом театре Вера встретила своего мужа – актёра Сергея Бирюкова. Сергей Бирюков родился в дворянской семье, приходился внучатым племянником П.И.Чайковскому. Его дядя Павел Бирюков был другом Льва Толстого и его биографом. Родственниками семьи были и Дягилевы. Вера Павловна впоследствии говорила о муже: «Он был спутником моей жизни, и я не побоюсь сказать, что таких светлых, таких добрых людей немного. Мне кажется, человечность, чувство справедливости, как личная черта Сергея Сергеевича, невольно окрашивала и его роли». Московскую жизнь прервало внезапное известие, которые получила Ванда Рогозинская: Михаил, брат-близнец Веры, служивший врачом в армии Колчака, заболел тифом. Бросив Москву, студию, карьеру, Вера с мужем уехали в Томск, к Михаилу. Ей удалось поставить брата на ноги (Михаил впоследствии стал крупным советским врачом-терапевтом). Томск начала века не напрасно называли «Сибирскими Афинами». В этом университетском городе процветали не только науки, но и искусство. Вера и Сергей поступили актёрами в томскую театральную студию Калабухова, и оказались среди людей, близких по духу. Даже репертуар был знаком по Москве: «Сверчок на печи», «Потоп», «Гибель «Надежды». Калабухов вёл дело очень серьезно. В кратких заметках томских газетчиков прорываются одобрения по поводу культуры спектаклей, тщательно продуманных декораций и костюмов, ансамблевой сыгранности: «Исключительные спектакли, так не похожие на всё, что нам приходилось видеть на театральных подмостках». Вскоре театр Калабухова стал передвижным: Кострома, Ярославль, Иваново-Вознесенск, Чита… Гастроли забросили труппу в Харбин. Часть труппы осталась в Китае, часть вернулась на родину. Среди оставшихся были Вера Редлих и Сергей Бирюков. В Харбине Вера встретила свою подругу по Второй студии Катю Корнакову, которая была замужем за богатым промышленником Борисом Бриннером. Бриннеры пригласили Веру и Сергея к себе во Владивосток. Во Владивостоке в 1926 году у Веры и Сергея родилась дочь Лиза. А через год Вера Редлих заболела туберкулезом позвоночника. Болезнь надолго заковала её в гипс. Борис Бриннер предоставил семье Веры свою дачу, помогал с оплатой лечения. Вера выздоровела, но на актёрской профессии пришлось поставить крест. А тем временем эпоха НЭПа заканчивалась. В начале 30-х годов прошел слух, что частные концессии будут ликвидированы. Бриннеры долго уговаривали Веру и Сергея вместе с ними покинуть страну, предлагали помощь, но получили отказ. Они просили Веру всё-таки воздержаться от последнего слова и, если будет плохо, дать сигнал – прислать в письме фото дочери. Это будет означать, что Вера согласна на эмиграцию, и тогда Бриннеры предпримут все необходимые шаги. В 1931 году, вскоре после отъезда Бриннеров, Сергей Бирюков был арестован. Вера с маленькой дочкой отправилась в Москву и смогла добиться его освобождения. Но фотографию Лизы она Бриннерам не отправила. В 1932 году бывший коллега по студии Калабухова Фёдор Литвинов пригласил Веру и Сергея в Новосибирск. Так Вера Редлих и Сергей Бирюков оказались в театре «Красный факел», с которым связали свою жизнь почти на 30 лет. Вера была сначала режиссёром, потом художественным руководителем этого коллектива. Скрывая своё дворянское происхождение, в анкетах Редлих и Бирюков указывали: «из служащих». Возможно, избежать репрессий помогла Алла Тарасова – подруга Веры по Второй студии, ведущая актриса МХАТ, народная артистка СССР, лауреат Сталинской премии. Вера Редлих сумела создать в «Красном факеле» настоящий актёрский ансамбль, а её постановки принесли театру подлинную славу и заслуженные награды. Воспитанница МХТ, она ставила спектакли, полные веры в благородство человеческой души, стремилась раскрыть каждый сценический образ. Актёрам было невероятно интересно работать с ней, на репетиции шли, как на праздник. После гастролей в Москве критика называла «Красный факел» «сибирским МХАТом». Редлих создавала прекрасный, дружный коллектив, набирала ярких, талантливых. Так, например, пригласив в театр Евгения Матвеева, отдала ему под временное жильё собственный кабинет. А когда после гастролей Матвеева пригласили сразу несколько театров Москвы и Ленинграда, сказала: «Ну что, Женя, надо ехать… Только уж если ехать, то в столицу». И Матвеев был не единственным выращенным ею актёром, которого вот так, с кажущейся лёгкостью, она отпустила. Овеянная славой, в 1960 году она приехала в Минск – народная артистка РСФСР, режиссёр, педагог... В 1960-1964 годах Вера Редлих возглавляла труппу Государственного русского драматического театра БССР (ныне НАДТ имени М. Горького).
Спектакли, поставленные на сцене театра имени М. Горького:
«Двенадцатый час» А. Арбузова (1961);
«Изгнание блудницы» И. Шамякина (1961);
«Бесприданница» А. Островского (1962);
«Чёрные птицы» Н. Погодина (1962);
«Владельцы ключей» М. Кундера (1963);
«Антоний и Клеопатра» У. Шекспира (1964);
«Дети солнца» М. Горького (1965),
«От сказки к сказке» (1970).
«Антоний и Клеопатра» – один из самых знаковых в истории горьковского театра спектаклей с А. Климовой и Р. Янковским в главных ролях. Она оставалась верна своим принципам работы – ансамблевый театр вкупе с глубоким проникновением во внутренний мир героев, пониманием их мыслей и чувств. В 1960 году в Белорусском театральном институте Вера Павловна набрала экспериментальный курс – актёры и режиссёры учились вместе, по одной программе, специализация начиналась только на последнем этапе. Студенты благоговели перед лёгкой, элегантной, моложавой женщиной с лучистыми глазами, искренней улыбкой и неожиданно басистым смехом – такой увидела её минский театральный критик Л. Брандобовская. Спустя много лет выпускники Веры Павловны приходили к ней в день рождения с цветами. А она и в преклонные годы помнила по именам всех своих учеников, и даже их детей, все их спектакли и роли. «Расскажите, деточка, как у вас дела?» – так обычно начиналась долгая беседа, – вспоминала ученица В.П.Редлих актриса Эмилия Ковальчик. В последние годы Редлих была на кафедре профессором-консультантом, появлялась перед студентами нечасто, но руководство вуза понимало, как много дают студентам такие встречи. В день 95-летия на вопрос журналистки: «Как Вам удаётся сохранять хорошую форму в столь почтенном возрасте?», Вера Редлих ответила: «Холодные обтирания… И я никогда не злобствовала». Вера Редлих умерла в 1992 году в возрасте 97 лет. Похоронена на Московском кладбище рядом с мужем.
Вера Павловна Редлих входит в когорту режиссёров, чьи имена составляют золотой фонд театрального искусства.
Фотогалерея