Редлих Вера Павловна

Redlih V

Дата рождения: 12 апреля 1894 года

Дата смерти: 21 февраля 1992 года

Место рождения: посёлок Парафиевка, Сумская область, Украина.

Звания: заслуженная артистка РСФСР (1945); заслуженный деятель искусств РСФСР (1950); народная артистка РСФСР (1956).

Родители Веры Редлих, Павел-Густав Морицевич и Елизавета Фёдоровна, были потомками немецких колонистов, переселившихся в Россию во времена Екатерины II. Отец служил управляющим на сахарном заводе Харитоненко. Дядя Эрнест Морицевич Редлих серьёзно занимался фотографией, увлекался живописью, дружил с Айвазовским. Неудивительно, что к искусству тяготела вся семья, но актрисой стала только Вера. Мать Веры умерла в 1899 году, отец – в 1908. Полностью осиротев, Вера Редлих жила в г. Сумы под присмотром своей бабушки по материнской линии Клары Юнг фон Альтенбург. Расходы на содержание пятерых осиротевших детей взяла на себя родственница, миллионерша Ванда Рогозинская. По окончании гимназии в 1914 году Вера поехала в Москву изучать философию, но через год бросила университет и поступила в частную театральную школу, впоследствии преобразованную во Вторую студию Московского Художественного театра. Преподавателями студии были мхатовские актёры Василий Лужский, Леонид Леонидов, Елена Муратова, Николай Массалитинов, а сокурсниками – Алла Тарасова, Николай Хмелёв, Николай Баталов, Екатерина Корнакова, Сонечка Голлидэй… По окончании студии Вера стала актрисой Театра студийных постановок, которым руководил молодой талантливый режиссёр Алексей Попов. В этом театре Вера встретила своего мужа – актёра Сергея Бирюкова. Сергей Бирюков родился в дворянской семье, приходился внучатым племянником П.И.Чайковскому. Его дядя Павел Бирюков был другом Льва Толстого и его биографом. Родственниками семьи были и Дягилевы. Вера Павловна впоследствии говорила о муже: «Он был спутником моей жизни, и я не побоюсь сказать, что таких светлых, таких добрых людей немного. Мне кажется, человечность, чувство справедливости, как личная черта Сергея Сергеевича, невольно окрашивала и его роли». Московскую жизнь прервало внезапное известие, которые получила Ванда Рогозинская: Михаил, брат-близнец Веры, служивший врачом в армии Колчака, заболел тифом. Бросив Москву, студию, карьеру, Вера с мужем уехали в Томск, к Михаилу. Ей удалось поставить брата на ноги (Михаил впоследствии стал крупным советским врачом-терапевтом). Томск начала века не напрасно называли «Сибирскими Афинами». В этом университетском городе процветали не только науки, но и искусство. Вера и Сергей поступили актёрами в томскую театральную студию Калабухова, и оказались среди людей, близких по духу. Даже репертуар был знаком по Москве: «Сверчок на печи», «Потоп», «Гибель «Надежды». Калабухов вёл дело очень серьезно. В кратких заметках томских газетчиков прорываются одобрения по поводу культуры спектаклей, тщательно продуманных декораций и костюмов, ансамблевой сыгранности: «Исключительные спектакли, так не похожие на всё, что нам приходилось видеть на театральных подмостках». Вскоре театр Калабухова стал передвижным: Кострома, Ярославль, Иваново-Вознесенск, Чита… Гастроли забросили труппу в Харбин. Часть труппы осталась в Китае, часть вернулась на родину. Среди оставшихся были Вера Редлих и Сергей Бирюков. В Харбине Вера встретила свою подругу по Второй студии Катю Корнакову, которая была замужем за богатым промышленником Борисом Бриннером. Бриннеры пригласили Веру и Сергея к себе во Владивосток. Во Владивостоке в 1926 году у Веры и Сергея родилась дочь Лиза. А через год Вера Редлих заболела туберкулезом позвоночника. Болезнь надолго заковала её в гипс. Борис Бриннер предоставил семье Веры свою дачу, помогал с оплатой лечения. Вера выздоровела, но на актёрской профессии пришлось поставить крест. А тем временем эпоха НЭПа заканчивалась. В начале 30-х годов прошел слух, что частные концессии будут ликвидированы. Бриннеры долго уговаривали Веру и Сергея вместе с ними покинуть страну, предлагали помощь, но получили отказ. Они просили Веру всё-таки воздержаться от последнего слова и, если будет плохо, дать сигнал – прислать в письме фото дочери. Это будет означать, что Вера согласна на эмиграцию, и тогда Бриннеры предпримут все необходимые шаги. В 1931 году, вскоре после отъезда Бриннеров, Сергей Бирюков был арестован. Вера с маленькой дочкой отправилась в Москву и смогла добиться его освобождения. Но фотографию Лизы она Бриннерам не отправила. В 1932 году бывший коллега по студии Калабухова Фёдор Литвинов пригласил Веру и Сергея в Новосибирск. Так Вера Редлих и Сергей Бирюков оказались в театре «Красный факел», с которым связали свою жизнь почти на 30 лет. Вера была сначала режиссёром, потом художественным руководителем этого коллектива. Скрывая своё дворянское происхождение, в анкетах Редлих и Бирюков указывали: «из служащих». Возможно, избежать репрессий помогла Алла Тарасова – подруга Веры по Второй студии, ведущая актриса МХАТ, народная артистка СССР, лауреат Сталинской премии. Вера Редлих сумела создать в «Красном факеле» настоящий актёрский ансамбль, а её постановки принесли театру подлинную славу и заслуженные награды. Воспитанница МХТ, она ставила спектакли, полные веры в благородство человеческой души, стремилась раскрыть каждый сценический образ. Актёрам было невероятно интересно работать с ней, на репетиции шли, как на праздник. После гастролей в Москве критика называла «Красный факел» «сибирским МХАТом». Редлих создавала прекрасный, дружный коллектив, набирала ярких, талантливых. Так, например, пригласив в театр Евгения Матвеева, отдала ему под временное жильё собственный кабинет. А когда после гастролей Матвеева пригласили сразу несколько театров Москвы и Ленинграда, сказала: «Ну что, Женя, надо ехать… Только уж если ехать, то в столицу». И Матвеев был не единственным выращенным ею актёром, которого вот так, с кажущейся лёгкостью, она отпустила. Овеянная славой, в 1960 году она приехала в Минск – народная артистка РСФСР, режиссёр, педагог... В 1960-1964 годах Вера Редлих возглавляла труппу Государственного русского драматического театра БССР (ныне НАДТ имени М. Горького).

Спектакли, поставленные на сцене театра имени М. Горького:
«Двенадцатый час» А. Арбузова (1961);
«Изгнание блудницы» И. Шамякина (1961);
«Бесприданница» А. Островского (1962);
«Чёрные птицы» Н. Погодина (1962);
«Владельцы ключей» М. Кундера (1963);
«Антоний и Клеопатра» У. Шекспира (1964);
«Дети солнца» М. Горького (1965),
«От сказки к сказке» (1970).

«Антоний и Клеопатра» – один из самых знаковых в истории горьковского театра спектаклей с А. Климовой и Р. Янковским в главных ролях. Она оставалась верна своим принципам работы – ансамблевый театр вкупе с глубоким проникновением во внутренний мир героев, пониманием их мыслей и чувств. В 1960 году в Белорусском театральном институте Вера Павловна набрала экспериментальный курс – актёры и режиссёры учились вместе, по одной программе, специализация начиналась только на последнем этапе. Студенты благоговели перед лёгкой, элегантной, моложавой женщиной с лучистыми глазами, искренней улыбкой и неожиданно басистым смехом – такой увидела её минский театральный критик Л. Брандобовская. Спустя много лет выпускники Веры Павловны приходили к ней в день рождения с цветами. А она и в преклонные годы помнила по именам всех своих учеников, и даже их детей, все их спектакли и роли. «Расскажите, деточка, как у вас дела?» – так обычно начиналась долгая беседа, – вспоминала ученица В.П.Редлих актриса Эмилия Ковальчик. В последние годы Редлих была на кафедре профессором-консультантом, появлялась перед студентами нечасто, но руководство вуза понимало, как много дают студентам такие встречи. В день 95-летия на вопрос журналистки: «Как Вам удаётся сохранять хорошую форму в столь почтенном возрасте?», Вера Редлих ответила: «Холодные обтирания… И я никогда не злобствовала». Вера Редлих умерла в 1992 году в возрасте 97 лет. Похоронена на Московском кладбище рядом с мужем.
Вера Павловна Редлих входит в когорту режиссёров, чьи имена составляют золотой фонд театрального искусства.

Фотогалерея


Новости

Наши друзья

KVITKI BY new logo

sb new

ctv new

 ont new     bt new

 minsknovosti new         radiominsk new 

minskij kurjer

 kultura new

  belta

centr fm new

polosa

gos flag

 

gos gerb

 

god kachestva24

polosa

president logo

 

minkult logo new

 

pravo logo

 

mosk rajon logo

 

mininf logo

polosa

Официальная группа
НАДТ имени М.Горького в

facebook

facebook

Telegram channel new

Instagram new

TIKTOK 250X70

polosa

Вы можете оценить
работу нашего театра
на портале рейтинговой оценки,
перейдя на страницу театра
по ссылке или по QR-коду
qr-code NADT