От истоков до...

Прихотливая таинственная Клио манит нас за собой во владения Талии и Мельпомены, в тоннель времени, сотканный из пожелтевших фотографий и афиш многолетней давности. Вглядываясь сквозь пелену прошедших лет в лица актёров, режиссёров и создателей театра, ставшего сегодня легендой белорусского театрального искусства, невольно ловишь себя на мысли, что у его истоков стояли люди великие, отчаянные, дерзновенно преданные своей мечте. И что дело всей их жизни подняли, подхватили и донесли до нас, сегодняшних, талантливые последователи, благодаря которым мы, спустя почти век, раздвигаем занавес времени и переносимся в начало 20-го столетия.

 

Истоки
1930-е годы

Программу и творческое лицо театра 1-й половины 1930-х годов выражали сценическая индивидуальность и эстетические взгляды В.Кумельского, которые складывались под воздействием провозглашённого политического призыва к деятелям искусства страны подчинить театр интересам социалистической революции. Это обусловило его репертуар и принципы сценического воспроизведения, классово-социальный подход к интерпретации современной драматургии, классического русского и всемирного наследства. В.Кумельский стремился совмещать очерченную гражданскую позицию театра с красочной формой спектаклей, достигать выразительной жизненности и глубокого проникновения в характеры персонажей, создания правдоподобных и спорных в поиске истины сценических образов. Воспитанный на традициях русской реалистической школы, считая назначением театра нести в массы культуру русского сценического искусства, пропагандировать достояние классики и наиболее значимые актуальные произведения драматургии того времени. Он отстаивал преимущество актёра при воплощении и раскрытии замысла спектакля; его театр был в первую очередь театром актёрским. Правда, при этом временами перенимались режиссёрские трактовки, сценические приёмы с московских и ленинградских театров, что вносило элементы эклектики (например, «Егор Булычёв и другие» М.Горького, «Опасный поворот» Дж.Б.Пристли), а в конце 1930-х годов отразилась на нём и политика искусственной подгонки драматических коллективов «под МХАТ». В репертуаре в первые годы преимущество имела советская драматургия, созвучная пропагандистскому назначению театра: «Чапаев» Д.Фурманова, «Гибель эскадры» А.Корнейчука, «Мой друг» Н.Погодина, «Скутаревский» Л.Леонова, «Поднятая целина» М.Шолохова, «Любовь Яровая» К.Тренева, «Бронепоезд 14-69» В.Иванова. Они передавали романтическую атмосферу вокруг революции и гражданской войны, классовых и социальных конфликтов в городе и деревне. Классика занимала довольно скромное место (отдельные постановки пьес Ф.Шиллера, Ж.Б.Мольера, А.Сухово-Кобылина, А.Островского, Н.Гоголя, А.Чехова). Успех спектаклей этого периода во многом определялся участием в них актёра яркой индивидуальности В.Кумельского, масштабом его актёрского таланта. В соответствии с идейно-художественной программой театра и так называемым социальным заказом особым внимание пользовались драматургия М.Горького, которая давала возможность воплотить психологически сложный и социально очерченный человеческий тип. Программным и этапным спектаклем молодого коллектива стал и на протяжении нескольких лет был в репертуаре «Егор Булычёв и другие» с В.Кумельским в главной роли.
В 1931 году коллектив стал именоваться Первым русским театром БССР, а в октябре 1932 года получил статус Государственного русского драматического театра БССР.
В 1933 году театр выезжал в Минск на гастроли, которые прошли очень успешно. Спектакль «Егор Булычов и другие» с Кумельским в главной роли вызвал восторг зрителей и критики. Постановлением Совнаркома от 11 июля 1933 года В.Кумельскому было присвоено звание заслуженного артиста БССР.
Труппа, собранная В.Кумельским как бродячая, фактически каждый сезон формировалась заново (преимущественно на актёрской бирже в Москве). Постоянно менялись и художественные руководители. Наиболее плодотворный период связан с деятельностью А.Донатти в 1936-1938 гг; при нём художественный уровень труппы вырос, она попрлнилась такими актёрами, как А.Обухович, М.Церетели, С.Поляков. В 1939 году коллектив возглавил Д.Орлов. Была проведена реорганизация театра: из предыдущих актёров остались А.Обухович, М.Аблов, В.Воинков, В.Коноплянский, И.Лисневский, С.Поляков, И.Петрова, М.Церетели, труппа пополнилась выпускниками Ленинградского театрального училища (курс Л.Вивьена и В.Меркурьева, 29 человек, в том числе Я.Баркан, Е.Ковалёва, Е.Карнаухов, А.Перевертнев, В.Чемберг, Ф.Шмаков, О.Шкапский).

Государственный русский драматический
1940-е годы

Сезон 1939/1940 начался показом подготовленных во время учёбы спектаклей выпускников («Таланты и поклонники» А.Островского, «Коварство и любовь» Ф.Шиллера). Поставлены злободневные пьесы того времени «Интервенция» Л.Славина и «Заговор» Н.Вирты, «Собака на сене» Л.де Вега и возобновлён «Бесприданница» А.Островского. О достигнутом театром определённом художественном уровне свидетельствовала и возможность осуществить, как того требовала политика партии того времени в отрасли театрального искусства, постановку исторически революционной пьесы с образом В.И.Ленина «Кремлёвские куранты» Погодина, 1940). Осенью 1940 года театр успешно гастролировал в Минске. Если во время первых гастролей коллектива в Минске в 1933 году определялась деятельность театра преимущественно понятием «социального заказа» времени и политической злободневностью репертуара, то в этот раз в прессе прежде всего была отмечена культура актёрского исполнения, режиссёрская оригинальность, ансамблевость труппы. В конце 1940-го года было принято постановление о переводе театра в Минск (с 1 сентября 1941 года), но началась война и этого не произошло. С началом Великой Отечественной войны группа актёров вернулась в Ленинград, часть работала в театре г. Энгельс (Россия), некоторые во фронтовых театральных бригадах. В августе-сентябре 1943 года театр возобновлён как фронтовой с базой в Москве. В труппу во главе с Д.Орловым вошли прежние деятели театра: режиссёр С.Владычанский, художник Л.Наумова, актёры А.Обухович, Ю.Орынянский, В.Воинков, И.Рожба, В.Чемберг, О.Шкапский, среди новых – Я.Батурин, Б.Вишкарёв, В.Константинова, А.Кистов, К.Пельтцер, Л.Стуров, А.Шапс.
Послевоенный сезон театр начал осенью 1944 года в Могилёве спектаклем «Встреча в темноте» Ф.Кноре, посвящённым Великой Отечественной войне, и искристой комедией «Двенадцатая ночь» В.Шекспира в постановке С.Владычанского. В марте 1945 года состоялась премьера одного из лучших классических спектаклей в репертуаре театра послевоенного времени «Три сестры» А.Чехова в режиссуре Л.Новицкой, которая была ученицей К.Станиславского.
С апреля 1945 до июня 1947 года театр работал в Гродно. Там был возобновлён спектакль «Кремлёвские куранты» , поставлен «Царь Фёдор Иоаннович» А.Толстого. Театр заявлял о себе масштабными по замыслу, содержательными и колоритными по сценическому воплощению, богатыми на актёрские открытия работами.
1 сентября 1947 года со спектакля «Кремлёвские куранты» началась основательная работа театра в Минске. Отличительными в его репертуаре 1940-х годов были постановки классических произведений. «Двенадцатая ночь» и «Отелло» (1947, режиссёр В.Головчинер) приблизили театр к глубокому постижению в будущем шекспировской драматургии с её высокой театральностью, широким историческим кругозором и силой образной символики. Новизной режиссёрских трактовок и свежестью исполнения отличительны постановки широкоизвестных пьес А.Островского «Женитьба Белугина» (1946), «Последняя жертва» (1948) и «На бойком месте» (1950); А.Чехова «Дядя Ваня» (1949); М.Горького «Дети солнца» (1946). Среди постановок советской драматургии наибольшим успехом пользовались «Старые друзья» Л.Малюгина (1946).

Имени Максима Горького
1950-е годы

В 1950-м году сделана попытка вернуться к белорусской драматургии: поставлена пьеса В.Палесского «Песня наших сердец», в 1953 году она возобновлена под названием «Что посеешь, то и пожнёшь». 1950-е годы в творчестве коллектива отличительны деятельностью в нём режиссёра высокой театральной культуры В.Фёдорова. Обогащалась художественная палитра. Углубленной работой с актёром в раскрытии противоречивых секретов человеческой души, драмой (или даже трагедией) крупных человеческих характеров, высоким гражданским и моральным пафосом, слаженным актёрским ансамблем, яркими массовыми сценами выделялись лучшие постановки этого периода: «Варвары» М.Горького (1952) и «Король Лир» В.Шекспира (1953), «Брестская крепость» К.Губаревича и «Порт-Артур» А.Степанова (1954), «Каменное гнездо» Х.Вуолийоки (1956). Особенное место среди них занимали «Варвары» (после показа этого спектакля в Москве на Декаде белорусского искусства и литературы театру было присвоено имя М.Горького) и «Король Лир», признанные достижением театрального искусства страны 1950-х годов. Они поражали целостностью и ансамблевостью, глубиной постижения социально-философского содержания произведений, крупными актёрскими работами. Спектакль «Король Лир» и в первую очередь исполнитель главной роли А.Кистов были высоко оценены деятелями театрального искусства Англии. Правда, ставились в это время и политически злободневные конъюнктурные современные пьесы, такие как «Шакалы» А.Якобсона (1953), «Личное дело» А.Штейна (1955) или «Дали неоглядные» Н.Вирты (1958), хотя и сделаны были со вкусом и на определённом художественном уровне. Достаточно подобных произведений было в репертуаре театра в 1940-х годах и в последующие, особенно в 1960-е. Но не они определяли художественное лицо театра...

Ветер перемен
1960-е годы

Плодотворным в начале 1960-х годов было сотрудничество театра с режиссёрами М.Спиваком и В.Редлих, которые определённым образом развивали традиции В.Фёдорова в коллективе. М.Спивак ещё в 1950-е заявил о себе такими интересными масштабными спектаклями, как «Оптимистическая трагедия» В.Вишневского и «Главная ставка» К.Губаревича (1957), «Барабанщица» А.Салынского (1959, спектакль прошёл более 500 раз), а в 1960-м – «Власть тьмы» Л.Толстого. Пополняется репертуар советской классикой, современной иностранной драматургией (с 1956 года после длительного перерыва она включается в репертуар) и особенно белорусских авторов (ставятся почти каждый сезон; наиболее значимая и актуальная постановка – «Под одним небом» А.Мовзона, 1962).Полезной для коллектива была работа с опытным педагогом и режиссёром В.Редлих над спектаклем «Двенадцатый час» А.Арбузова и особенно над классическими произведениями «Бесприданница» А.Островского и «Дети солнца» М.Горького (1966), «Антоний и Клеопатра» В.Шекспира (1964).
В целом на протяжении 1960-х годов в первую очередь с классикой были связаны достижения театра. Вместе с тем, особенно во второй половине 1960-х – нач. 1970-х годов, характерна пестрота репертуара с проявлениями сниженной требовательности к самим пьесам и к их сценическому воплощению. Театр при наличии большого количества спектаклей среднего уровня превратился в некой степени в площадку для проката драматических произведений. Не давало желаемых результатов стремление оперативно откликаться на политическую ситуацию в стране постановкой пьес злободневной тематики или привлечь интерес к театру постановкой пьес белорусских авторов, с которыми коллектив сотрудничал ранее, или рассчитанных на успех у зрителя «кассовых» спектаклей, ориентированных на молодёжную аудиторию пьес морально-этической или производственной проблематики. Некоторый перелом в этом направлении сделал спектакль «А зори здесь тихие» Б.Васильева (1971, перенесённый режиссёром Б.Глаголиным с Московского театра на Таганке в постановке Ю.Любимова). В значительной степени такое положение сложилось из-за нестабильности руководства (главные режиссёры постоянно менялись, работали по несколько сезонов). Были отдельные интересные спектакли и актёрские работы, но в целом, даже лучшие пьесы В.Розова, А.Володина, А.Вампилова и другие не получали полноценного звучания. Почти десять лет неизменным успехом пользовался спектакль «Двое на качелях» У.Гибсона. Наиболее значимые постановки классических пьес: «Маскарад» М.Лермонтова (1966), «Обыкновенная история» И.Гончарова (1967), «Дурочка» Лопе де Вега (1968), «Мария Стюарт» Ф.Шиллера (1970). Более плодотворно в этот период работали молодые тогда режиссёры В.Маланкин («Филумена Мартурано» Э. де Филиппо (1964), «Дети Ванюшина» С.Найдёнова (1971), «Восхождение на Фудзияму» Ч.Айтматова (1973); Ю.Мироненко («Сказки старого Арбата» А.Арбузова (1971), «Птицы нашей молодости» И.Друце (1972); А.Кузнецов («Милый лжец» Дж.Килти (1972), «Свидание в предместье» А.Вампилова (1973); А.Смеляков («Билет в мягкий вагон» А.Мовзона (1971); Н.Калинин («Моя старшая сестра» А.Володина (1965), а также временно приглашённые, например, М.Рехельс («Варшавская мелодия» Л.Зорина,1967) или М.Сулимов («Всего одна жизнь» А.Мовзона, 1969).

«Золотое» время
1970-е годы

Период подъёма в творчестве театра 1970-х годов связан с деятельностью режиссёра Б.Луценко, программными спектаклями которого стали «Макбет» В.Шекспира (1974) и «Трёхгрошовая опера» Б.Брехта (1976). Театр приобретал своё отличительное художественное лицо, этому способствовали остро современное режиссёрское мышление, обновление выразительных средств, когда детально-бытовое воспроизведение жизни сменяется приёмами и элементами поэтического театра, рассчитанные на ассоциативное восприятие зрителем. Повышенный интерес к морально-этическим аспектам, осмысление сущности человеческого бытия, борьба добра и зла, распад, духовное вырождение человеческой личности художественно исследуются в спектаклях «Последняя инстанция» Н.Матуковского (1974), «Последние» М.Горького, «Сладкоголосая птица юности» Т.Уильямса (1976), «Баня» В.Маяковского и «Возвращение в Хатынь» А.Адамовича (1977), «Трагедия человека» И.Мадача и «Пойти и не вернуться» В.Быкова (1978), «Поднятая целина» М.Шолохова (1981). Творческий диапазон этого периода расширили спектакли режиссёров отличительной индивидуальности: В.Маланкина («Единственный наследник» Ж.Ф.Реньяра, 1974; «Мольер» М.Булгакова, 1978), А.Каца («Час пик» Е.Ставинского, 1975; «Гнездо глухаря» В.Розова, 1979; в 1985 году поставил ещё «На дне» М.Горького), М.Ковальчика («Фантазии Фарятьева» А.Соколовой, 1977), А.Кузнецова («Энергичные люди» В.Шукшина, 1975), В.Карпилова («Дом Бернарды Альбы» Ф.Г.Лорки), Б.Глаголина («Тревога» А.Петрошкевича, 1978; «Ретро» А.Галина, 1980), а также осуществлён немецкой постановочной группой спектакль «Принц Арно фон Волькенштейн» Р.Штраля (1981).

Между прошлым и будущим
1980-е годы

Театр приобретал известность за пределами республики и Советского Союза: его спектакли «Макбет» показан на Международном шекспировском фестивале в ФРГ (1981), «Трагедия человека» – в Венгрии (1979). В начале 1980-х годов некоторое время коллектив возглавлял режиссёр Б.Глаголин. При нём театр вернулся к пьесам местных авторов (Е.Поповой «Объявление в вечерней газете», А.Новожилова «Железная свадьба», обе в 1982 году), а режиссёр стремился утвердить себя созданием публицистического спектакля «Соль» А.Петрошкевича (1981) и новым осмыслением пьесы М.Горького «Егор Бцлычёв и другие» (1982).
1980-е годы в творчестве театра связаны в первую очередь с творчеством В.Маслюка, начатой постановкой трагедии В.Шекспира «Гамлет» (1984). Бесспорным событием театральной жизни Беларуси стала осуществлённая им по-граждански смелая постановка спектакля «Знак беды» по мотивам повести В.Быкова (1985), в которой по-театральному броско и бережно была раскрыта историческая сущность трагедии, которая выпала на долю белорусского народа (спектакль отмечен Государственной премией Беларуси, 1986).
В 1981 году в театре открыта малая сцена, где ставятся пьесы камерного звучания, среди которых такие глубокие по содержанию, как «Ужин» Ж.К.Брисвиля и «На Золотом озере» Э.Томпсона.
Для второй половины 1980-х годов характерно снижение художественного уровня, нивелирование актёрских индивидуальностей, потеря своего зрителя. Интерес к театру поддерживается при помощи пьес, которые исследуют моральное состояние общества, наболелые проблемы жизни, явления действительности, запрещённые ранее для осмысления их в искусстве и показа со сцены: «Последний посетитель» В.Дозорцева (1986), «Ночные карлики и Антигона» Л.Разумовской (1987), «Звёзды на утреннем небе» А.Галина, «И был день...» («Свалка») А.Дударева и «Мастера» А.Дударева по мотивам М.Булгакова (1988), «Необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» У.Войновича (1990). Ещё шире, чем в 1970-е годы, осваивается современная иностранная драматургия. Ставятся пьесы таких драматургов, как Э.Олби («Все в саду», 1984), Ф.Дюрренматта, Т.Уильямса («Царство земное», 1986), Ю.О'Нила, Кю.Чапека и др.

Национальный академический
1990-е годы

С начала 1990-х годов театр снова возглавил Б.Луценко. В репертуар включаются пьесы, которые ранее на сцене не воплощались или по-новому инсценированные: «Простачки с нежданных островов» Б.Шоу, «Христос и Антихрист» по мотивам романа «Пётр и Алексей» Д.Мережковского, «Амфитрион» по мотивам древнегреческого мифа и произведений Плавта, Мольера, Е.Клейста, Ж.Жироду, П.Гакса, «Трагическая повесть о Гамлете, принце Датском» («Гамлет» В.Шекспира, «Букеев и компания» («Яков Богомолов») М.Горького. Поставлены и оригинальные пьесы белорусских авторов: А.Дударева «В сумерках», Е.Поповой «Баловни судьбы». Событием стала постановка «Раскiданага гнязда» Я.Купалы в оригинале.
На Малой сцене театра, которую не без основания считают «испытательным полигоном актерского мастерства», в это время «царствуют» звезды театра А.Климова и Р.Янковский в спектакле «На Золотом озере», поставленном А.Карповым-младшим. Настоящим бестселлером стал спектакль Б.Луценко «Перпетуум мобиле, или Вечер еврейского анекдота» (1993), а его же постановка «Братья Моор» (1993) стала единственным из всех стран СНГ спектаклем, приглашенным на престижный фестиваль в немецкий город Мангейм.
В апреле 1994 года за высокие достижения в области сценического искусства Государственному драматическому театру имени М.Горького было присвоено почетное звание «Академический».
Импульс признания заслуг труппы позволил коллективу театра порадовать зрителей целой обоймой великолепных разножанровых постановок: «Свободный брак» (1994), «Пьеретта» (1995), «Благослови нас, Господи» (1995) и «Исход» (1996) – мистерии по библейским мотивам, «Волки и овцы» (1998) в постановке Аркадия Каца.Спектакль «Деметриус» (1999) по неоконченной пьесе Фридриха Шиллера был восторженно принят зрителями на театральном фестивале в Веймаре. В апреле 2000 года на театральном фестивале «Балтийский дом» эту постановку ведущие критики из Москвы, Таллинна и Петербурга оценили как новое слово в сценическом искусстве и открытие неизвестного Шиллера.
В конце 1998 года театр гастролировал в Москве с разножанровым репертуаром, куда вошли такие постановки, как «Трагическая повесть о Гамлете, принце Датском», «Христос и Антихрист», «Раскiданае гнездо», «В сумерках», «Безумец и монахиня», «Перпетуум мобиле, или Вечер еврейского анекдота», «Ужин». Гастроли не остались незамеченными, о чем говорили полные залы, благосклонность московской театральной критики практически ко всем работам, передачи на канале «Культура» и многочисленные публикации в прессе с положительными отзывами о высоком уровне режиссуры, актерского мастерства и сценической культуры театра из Беларуси.
В 1999 году театру было присвоено почетное звание «Национальный».

Театр нового века
2000-е годы

С 2001 года главным художником театра является А.Костюченко. Его сценография к спектаклям «Перед заходом солнца» (2002), «Анджело» и другие...» и «Опера нищих»(2004), «Дядюшкин сон» (2005), «Укрощение строптивой» (2006), «Валентинов день» (2007) и другим неоднократно отмечалась критиками и прессой. В 2003 году театр выезжал на гастроли в Москву со спектаклями «На Золотом озере», «Деметриус», «Перед заходом солнца», «Сон на кургане», «Чудаки». Постановкам театра сопутствовал неизменный успех. В период 2002-2004 годов в театре поставлены спектакли «Перед заходом солнца», главную роль в котором блестяще исполнял народный артист СССР Р.Янковский, «Извещение Марии» – спектакль, направленный на великую идею единения православной и католической конфессий, поднимающий проблемы нравственного выбора, сострадания и презрения, любви к ближнему и отчаянной ненависти, порожденной страхом и инстинктом самосохранения, а также рок-опера «Анджело» и другие...» (все в постановке Б.Луценко) по мотивам произведений классика русской литературы А.Пушкина. В этом спектакле рядом с мастерами сцены работают молодые артисты театра. В эти годы в театре успешно трудятся штатные режиссеры В.Григалюнас и В.Еренькова. В период 2002-2006 годов в Национальном академическом драматическом театре имени М.Горького было поставлено 27 спектаклей. В репертуаре представлены как произведения классической белорусской, русской и зарубежной литературы, так и пьесы современных авторов. Среди авторов репертуара – имена Плавта, Ж.-Б. Мольера, А.Островского, Ж.-Ф. Реньяра, И.Губача, Д.Фо и Ф.Рамэ, Дж.Родари, М.Горького, Г.Гауптмана, В.Шекспира, Дж.Маротта и Б.Рандоне, Я.Купалы, В.Короткевича, К.Чуковского, Э.Томпсона, Н.Эрдмана, Ф.Шиллера, И.Бар-Иосефа, П.Клоделя, А.Пушкина, Ф.Достоевского, Э.Радзинского, А.Чехова, А.Карелина, Р.Куни и многих других.
С 2009 года по настоящее время главным художником НАДТ им. М.Горького является Алла Сорокина. Она является сценографом таких спектаклей, как: «Чудаки» М.Горького, «Пане Коханку» А.Курейчика, «Русские водевили» П.Григорьева, П.Федорова, «Эдип» Е.Минчуковой, «Записки усталого романтика» М.Задорнова.
В 2008 году на пост главного режиссера вступил Сергей Михайлович Ковальчик. До прихода в НАДТ им.М.Горького С.Ковальчик успел накопить богатый творческий багаж, многие спектакли в его постановке были отмечены наградами на разных престижных фестивалях. И в то же время ему удалось сохранить и привнести в театр молодежный запал, любопытство художника, жажду творчества. Своей кипучей созидательной энергией С.Ковальчик щедро делится с труппой театра. Его творческий поиск с энтузиазмом поддержали актеры разных поколений, но с особой надеждой – молодежь театра. Именно на нее был рассчитан режиссерский дебют С.М.Ковальчика на сцене НАДТ им. М.Горького. Спектакль «Бег» по одноименной пьесе М.Булгакова стал событием в культурной жизни Беларуси, он получил диплом на Международном театральном фестивале «Панарама» в 2009 году, был высоко оценен критикой и театральной общественностью.
Большой общественный резонанс получил и спектакль «Пане Коханку» по пьесе известного молодого белорусского драматурга Андрея Курейчика. Это мощное полифоническое произведение, показавшее, зрелость и глубину дарования С.Ковальчика как патриота своей страны, как режиссера, способного решать сложные творческие задачи.
Следует отметить умение главного режиссера Сергея Михайловича Ковальчика увидеть и раскрыть яркий потенциал актеров до сей поры недооцененных. Именно после «Бега» любители театра и критики заговорили о самобытном таланте актрис Т.Бовкаловой и Е.Шатровой. Образы, созданные И. Мацкевичем в спектаклях «Бег» (Григорий Лукьянович Чарнота) и «Пане Коханку» (Пане Коханку) в постановке С.Ковальчика стали достойным аргументом для присуждения актеру в 2011 году почетного звания «Заслуженный артист Республики Беларусь».
Театр достойно несет почетное звание «Национальный академический драматический театр имени М.Горького», являясь одним из центров сценического искусства, неотъемлемой частью культурной жизни страны, национальным достоянием республики.

Значительный вклад в развитие театрального искусства внесли народные артисты СССР А.Климова, Е.Полосин и Р.Янковский; народные артисты Беларуси А.Обухович, Д.Орлов, А.Кистов, Ю.Сидоров, Б.Масумян, О.Клебанович, А.Ткачёнок, Б.Луценко; заслуженные артисты Республики Беларусь В.Кумельский, О.Шах-Парон.

Новости

Наши друзья

afishatutby

KVITKI

radiorocks

sb_belarus  bt

ctv_channel ont  radiominsk

  minsknovosti  chto pochem logo

Минский курьер  vechernijminsk

 kultura

 kultura

 kultura

 kultura

radio ont   sb_belarus

polosa

president

 

minkult

 

pravo

pravo

polosa

Официальная группа
НАДТ им. М.Горького в

facebook

facebook

facebook